09.05.2023 20:47
Общество

Ректор СПбГУ Николай Кропачев: Наши иностранные студенты - проводники русской культуры за рубежом

Текст:  Мария Агранович
Российская газета - Федеральный выпуск: №99 (9044)
C 1 сентября в Санкт- Петербургском государственном университете открывается первая вузовская общеобразовательная онлайн-школа для русскоязычных ребят со всего мира. Инициативу СПбГУ поддержали минпросвещения и минобрнауки. Обучение будет бесплатным, за счет внебюджетных средств Санкт-Петербургского университета.
Николай Кропачев: Не надо сводить проблему обучения к его продолжительности или к названиям программ обучения. / Александр Корольков
Читать на сайте RG.RU

Как и чему будут учить в этой школе? Почему почти в два раза выросло число заявлений от иностранцев в магистратуру? Что будет самым важным в новой системе университетского образования? На вопросы "Российской газеты" отвечает ректор Санкт-Петербургского госуниверситета, член-корреспондент РАН Николай Кропачев.

Николай Михайлович, кто сможет поступить в вашу онлайн-школу и как? Как вообще появилась эта идея?

Николай Кропачев: На дистанционные занятия смогут записаться дети с 5-го по 10-й классы. Те, кто, проживая за рубежом, хочет учиться в СПбГУ по программе общего образования на родном русском языке и, возможно, потом поступать в российские вузы. Мы понимаем, что сегодня шансов получать образование на русском языке, например в Европе, практически нет. Поэтому решили запустить онлайн-школу. Все предметы там будут преподаваться нашими университетскими преподавателями по российской школьной программе. После окончания программы ребята получат в СПбГУ российский аттестат государственного образца и смогут поступать в наши вузы без всяких процедур признания документов об образовании.

Кстати, отдельные онлайн-занятия по школьной программе на базе СПбГУ были запущены еще в 2018 году. Ко мне обратились родители российских школьников из Латвии. У их детей не было никакой возможности учиться на русском языке - только латышский или английский. Наши преподаватели начали выходить в эфир каждую субботу и практически по каждому предмету школьной программы занимались с детьми. Тогда, на заре проекта, занятия проводились только для 50 учеников из трех городов Латвии, а сегодня онлайн-занятия в СПбГУ объединяют ребят из 11 стран мира. 2700 иностранных школьников из Франции, Латвии (большая часть наших учеников по-прежнему латыши), Эстонии, Египта, Испании, Узбекистана, Таджикистана, Казахстана и других стран осваивают программу 1-11-х классов российских школ - всего 11 предметов. Обучение ведется за счет внебюджетных доходов СПбГУ.

После онлайн-школы ребята получат российский аттестат гособразца и смогут поступать в наши вузы без процедур признания документов об образовании

Важно: от онлайн-обучения по отдельным предметам теперь мы перешли к занятиям по всем школьным дисциплинам. Такие школы сегодня очень нужны, и мы готовы делиться опытом с коллегами из ведущих вузов. Уверен, подобные школы могли бы появиться и на базе МГУ им. Ломоносова, и на базе Новосибирского госуниверситета, и в наших федеральных университетах.

Знаю, что в вуз уже поступило почти 6 тысяч заявлений от иностранных абитуриентов. Это на треть больше, чем в 2021 году. С чем связан рост? Как на него влияет политическая ситуация?

Николай Кропачев: Рост заявлений от иностранцев в СПбГУ - уже тенденция. Шесть лет подряд наш вуз - лидер в рейтинге популярности у иностранных абитуриентов среди всех российских университетов. В прошлом году на одно бюджетное место по линии Россотрудничества претендовал 21 абитуриент. У нас действуют восемь зарубежных представительств: в Республике Корея, Китае, Испании, Греции, Италии, Иране, Турции (официальное открытие состоится в ближайшее время) и Узбекистане, открыт филиал в Ташкенте и кампус совместного с Харбинским политехническим университетом российско-китайского университета, в этом году открывается кампус нашего филиала в Каире.

Кстати, в дополнение к онлайн-обучению на русском языке СПбГУ открыл 112 авторизированных Центров русского языка в 50 странах мира. Около 7 тысяч иностранцев уже прошли там тестирование, чтобы получить сертификат гособразца о владении русским языком. Заметим, что речь идет в том числе о дальнем зарубежье - Бразилии, Греции, Италии, Японии и Китае.

Президент РАН Геннадий Красников: Только наука может обеспечить технологический суверенитет страны

СПбГУ проводит и Международную онлайн-олимпиаду по русскому как иностранному. Осенью 2022 года прошла уже третья. Какие итоги?

Николай Кропачев: По причине политического давления извне мы отказались от широкой информационной кампании этой олимпиады. Но несмотря на это, в соревновании участвовали свыше 5 тысяч иностранных граждан из 100 с лишним стран. Начиная с 2018 года в олимпиадах СПбГУ по русскому языку как иностранному очно и дистанционно приняли участие более 27 тысяч иностранцев.

Кроме того, в Центрах русского языка СПбГУ, работающих в Греции, Зимбабве, ЮАР, Кении, Монголии, Никарагуа, Венесуэле и Парагвае, прямо сейчас более полутора тысяч человек бесплатно изучают русский язык с нуля. Такой сети нет ни у одного вуза России.

Все это, конечно, способствует росту популярности. Но самое главное, и уверен, со мной согласятся коллеги, это репутация университета и качество образования, которое он дает. Выпускники университета с легкостью находят работу как в России, так и за рубежом.

Почти вполовину по сравнению с прошлым годом вырос интерес иностранцев к магистратуре СПбГУ. Что такого интересного предлагаете зарубежным студентам?

Николай Кропачев: У нас достаточно большой портфель - 214 программ, которые могут удовлетворить профессиональные научные интересы практически любого выпускника бакалавриата, в какой сфере он не специализировался бы. Причем мы практически ежегодно актуализируем этот портфель, открываем новые программы, часто междисциплинарного профиля.

Российские школьники стали абсолютными победителями Международной Менделеевской олимпиады

Сегодня это наиболее перспективно. Вот, например, программа "Управление бизнесом в цифровой экономике": тут активно задействованы ресурсы экономического и юридического факультетов, факультета политологии. Именно такой подход и ориентация на реальные потребности рынка труда делают магистратуру очень востребованной среди иностранных граждан. Кроме того, у нас более полутора тысяч соглашений с работодателями - крупными российскими и международными компаниями. Это большой плюс для абитуриентов.

Откуда приезжают учиться чаще всего и чему?

Николай Кропачев: В СПбГУ на обучение приезжают студенты из более 100 стран мира. По статистике, больше всего абитуриентов у нас из Китайской Народной Республики, дальше идут Республики Казахстан, Узбекистан, Беларусь, Туркменистан. Много приезжает из Украины. Но этим не ограничивается. У нас учатся ребята со всего мира - от Латинской Америки до Азиатско-Тихоокеанского региона, много приезжают из Африки, с Ближнего Востока.

Что касается направлений, то здесь достаточно широкий разброс: лечебное дело, лингвистика, менеджмент, международные отношения, стоматология, информационные технологии, химия, биомедицина.

А как чаще случается: иностранные студенты получают диплом СПбГУ и остаются здесь, в России, или увозят знания на родину?

Николай Кропачев: Многие наши иностранные студенты возвращаются к себе на родину. И, честно говоря, для нас это отрадный факт. Значит, российское высшее образование, полученное в СПбГУ, демонстрирует мировой уровень и реальную востребованность. Но, конечно, оба сценария возможны и одинаково важны.

Иностранцы ценят качество образования в России, а СПбГУ у них в лидерах рейтинга популярности. / Сергей Куксин

Выпускник остается в России - наш рынок труда получает высококвалифицированного специалиста. Иностранный студент получает диплом, уезжает на родину - и там своим примером доказывает высочайший уровень образования в классическом университете России, повышая репутацию российского образования.

Поэтому мы всегда очень активно работаем с выпускниками. Это мощная энергетика людей, которые получили образование в СПбГУ и несут "в мир" ценности нашей страны. Это послы российского образования за рубежом, лучшие проводники нашей культуры.

Как сейчас работают ваши представительства за рубежом?

Николай Кропачев: Работа продолжается, несмотря на сложность и напряжение в международных отношениях. Наши представительства в Европе, сегодня, по сути, один из немногих для иностранцев способов получения информации о России и продвижения нашей культуры.

Вот данные по представительству в Испании: с января 2022 года там проведено 54 мероприятия, общее количество очных слушателей превышает 3 тысячи человек, а онлайн-просмотров - более 650 тысяч. Большинство лекций посвящены русской литературе и истории, нашим писателям Толстому, Тургеневу, Чехову. Мы даем возможность узнать правду о России.

Ключевой вопрос

Озвучены принципы новой системы высшего образования. Что, на ваш взгляд, в ней главное?

Николай Кропачев: Давайте по-честному: не надо сводить проблему обучения к его продолжительности или к названиям программ обучения. Проблема обучения - это в первую очередь вопрос содержания и качества обучения, а не названия программ. Что, сейчас все образовательные программы станут пятилетними? Нет! Дело же не в этом! Те же иностранцы - разве они поступают к нам, потому что мы учим 4 или 5 лет? Они поступают, потому что наши программы содержательны - СПбГУ уже 14 лет обучает по собственным образовательным стандартам, и, главное, мы даем качественное образование.

Что для русского вуз, то для иностранца - дом: почему студенты из-за рубежа выбирают учебу в России

Вы знали, что в советские времена во всех профильных юридических вузах страны учили четыре года, а во всех классических университетах, где были юридические факультеты, - 5 лет? Четыре, а не пять лет учились известные во всей стране юристы: Сергей Алексеев, Вениамин Яковлев, Дмитрий Устинов, Юрий Чайка, Павел Крашенинников. Конечно, если нам предоставят возможность обучать, например, юристов пять лет, мы в СПбГУ будем учить еще лучше. Но если в вузе не хватает преподавателей, нет хорошей материальной и методической базы... Дайте ему возможность учить хоть семь лет - все равно ничего не получится.

Кроме того, сегодня мы сталкиваемся с другой большой проблемой - устаревание знаний. Посредственные преподаватели учат тому, что знают. И точка. А знают они то, что было актуально вчера. Учиться надо всю жизнь. Как вы думаете, хороший выпускник юридического факультета СПбГУ знает наизусть все законодательство? Нет, конечно, но он может найти нужную информацию, проанализировать ее, понять и применить на практике. Потому что его так учили, и он продолжает учиться всю жизнь и учиться видеть суть социальных и правовых явлений.

Образование Наука