По его словам, подключение камер к проверке наличия полиса ОСАГО и создание системы автоматических штрафов за его отсутствие позволят снизить количество тех, кто действует как фрирайдер, и обеспечит более широкое покрытие ОСАГО. Это повысит защищенность добросовестных автомобилистов за счет сокращения количества незастрахованных.
"Чем больше на дороге водителей с полисом ОСАГО, тем меньше каждый из них будет платить за полис", - считает директор департамента ЦБ. С его мнением согласны и в Российском союзе автостраховщиков.
РСА согласен с утверждением, что проверка наличия полиса ОСАГО и создание системы автоматических штрафов за отсутствие ОСАГО будут способствовать снижению стоимости полисов для законопослушных водителей. Сейчас добросовестные автовладельцы переплачивают за тех, кто не покупает полисы ОСАГО. Так, согласно исследованию Финансового университета при правительстве РФ, каждый добросовестный автовладелец сегодня платит из своего кармана за "уклониста" 596 рублей.
Анализ производимых РСА компенсационных выплат показал, что в настоящее время долю водителей без полисов ОСАГО можно оценить в 10,1%. Эта цифра планомерно сокращается, но благодаря запуску "камерного"проекта ее можно будет снизить значительно. Введение автоматических штрафов за отсутствие ОСАГО - социально важная инициатива: снижение количества водителей без полисов ОСАГО позволит повысить защиту имущественных интересов потерпевших в ДТП, автомобилям которых был нанесен ущерб в результате аварии. В противном случае большинство добропорядочных участников движения, которые купили полис, останутся под высоким риском пострадать от водителей, чья ответственность не застрахована.
Напомним: предложенная система предусматривает, что проверять на наличие полисов ОСАГО будут только тех автовладельцев, которые уже попались на нарушении Правил дорожного движения.
Дело в том, что проверять весь транспортный поток, проехавший под камерой, практически нереально. В Москве, например, только в сутки под одним объективом проезжает около 4 миллионов машин.
А камеры не фиксируют все проезды подряд. Только те, которые выходят, скажем так, за рамки правил. Вот именно их и будут проверять на наличие у автовладельца полиса ОСАГО.
Таким образом, если машина окажется незастрахованной, автовладелец получит сразу два штрафа. Первый - за нарушение правил, а второй - за отсутствие полиса. Напомним, что сейчас за это нарушение грозит штраф в размере 800 рублей.
Уже давно обсуждается идея увеличить этот штраф. Ведь сегодня действительно складывается ситуация, при которой проще не покупать страховку, а платить штраф за ее отсутствие.
Судите сами. Инспектор на дороге останавливает очень редко. То есть страховку практически не проверяют. А если вдруг проверят, то полис ОСАГО стоит 5-7 тысяч рублей в лучшем случае, а штраф за его отсутствие - 800 рублей. А если его заплатить со скидкой, то и вовсе 400 рублей.
Таким образом, получается, что по дорогам выгоднее ездить без страховки, чем с ней. Поэтому увеличение штрафа до средней стоимости полиса было бы логичным.
Правда, как считают в РСА, если заработают камеры на выявление незастрахованных водителей, то и сумму штрафа не потребуется увеличивать. Ведь штраф будет выноситься раз в сутки. Несколько дней передвижения по дорогам - и штраф вполне окупит стоимость полиса. То есть ездить без ОСАГО будет действительно невыгодно.
Но когда это произойдет - пока неизвестно. Примечательно, что для введения такой системы не требуется даже нормативные акты править. Достаточно просто согласиться с тем, что такие нарушения выявляются камерами. А там уже все заработает.