13.05.2023 14:38
Культура

Михаил Пиотровский: Восток - это наука о другом. Другой - не значит чужой

Текст:  Михаил Пиотровский (Директор Государственного Эрмитажа)
Российская газета - Столичный выпуск: №110 (9055)
В ответ на усилившиеся разговоры о "повороте на Восток", я бы сказал, что Россия всегда была повернута и на Восток, и на Запад. И Эрмитаж тоже.
Читать на сайте RG.RU

Хотя Эрмитаж публика все еще часто воспринимает прежде всего как музей европейской культуры. Гораздо меньше, как образ русской или как музей восточной культуры.

Но мы, конечно, и музей про Восток. В моей книге "Эрмитаж. Выбор директора" - из 33 выбранных мною шедевров девять были связаны с Востоком. И восточные коллекции Эрмитажа - это не просто какие-то замечательные вещи и картины, но и образ мировой культуры, и своего рода миссия. Мой выбор в книге диктовался и желанием это напомнить. Идите и посмотрите - это такие же шедевры, как голландская живопись…

Но говоря о "повороте на Восток" надо трезво понимать, что на Востоке, как и на Западе - и у нас, и у них, есть сложные страницы истории, которые никто не забудет. В истории всегда есть опыт противостояния друг другу. Его можно преодолеть, но к этому надо быть готовым.

Когда мои коллеги или журналисты делятся со мной ощущением, что Ближний Восток, наряду с Индией, более искренен и солидарен с нами, я объясняю это тем, что там у нас практически нет никаких "войн памяти". Была проблема только Святой земли, но Россия всегда решала вопросы в пользу местных жителей. В колониальную эпоху у нас там не было никаких войн и границ. После Второй мировой войны мы туда пришли. Но на Ближнем Востоке мы при этом очень хорошо помогали арабским странам в их противостоянии с англичанами и американцами. Без нас они бы не выстояли, и они все это хорошо помнят. У них хороший опыт общения и с советской, и с царской Россией. Так что на арабском Востоке нам, правда, уютнее…

Персидский залив, Сирия, Оман - тоже место заложенных нами культурных связей, в том числе и музейных. Сейчас нам там нужно делать более серьезные совместные вещи, как в Сирии с Пальмирой, или в Абу-Даби, или в Бахрейне…

Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский

Не будем забывать, что само понятие Востока все время меняется. Мы для кого-то тоже Восток. В Италии, например, будь то Ватикан или Институт Востока в Неаполе, Россия входит в понятие Востока. Но дело в том, что Восток это еще и наука о другом. Если для кого-то мы Восток, это значит, что мы для них другие.

И это такая колеблющаяся вещь - что Восток, что не Восток. Вот Израиль - это Восток или Запад? И с Турцией непонятно. Это интересные вещи: свои-чужие? в какой степени чужие? Я думаю, что на самом деле Россия - такой центр мира… И нам даже Африка не чужая.

Не будем также забывать, что Восток он и наш Восток. У нас есть наш ислам, есть буддисты. И китайские традиции тоже есть. И этот Восток существует в нас, как существует в нас и Европа.

Мы посвятили теме Востока открывшуюся в этом году в Казани выставку "Александр Македонский. Путь на Восток". Фрески Средней Азии, бактрийское серебро, Коран, персидские рукописи, в том числе Низами - поход Александра тоже был поворотом на Восток.

Темой Востока были насыщены и выставки Эрмитажа в Год Петра I. В них затрагивались и отношения с Китаем, и Каспийский поход, и контакты с Ираном. Петровская история с Турцией тоже поворот на Восток. Далее Екатерина, Крым…

В сегодняшнем повороте на Восток важно, что он происходит в контексте новой волны идеологии деколонизации на Западе. Нам есть что рассказать в этой связи. Мы уже один раз деколонизировались - в советское время. И у нас был куда более удачный опыт деколонизации, чем теперешний западный. Мы не ставили на колени угнетателей, мы культурно возвышали угнетенных.

И еще один важный момент: при повороте на Восток надо обязательно сохранить востоковедение как научную специальность.

На фоне наук, доспециализировавшихся до политологии и конфликтологии, востоковедение выглядит какой-то другой наукой. Но такие ранние - энциклопедические - науки, как востоковедение, сейчас приобретают новое значение; это и есть искомое "на стыке наук".

В них не теряется свойственное 18 веку ощущение некоей синкретичности общей гуманитарной науки, полной увлечения чужим. И желания это чужое разгадать.

На этом и строится диалог. Наука о чужом превращается в науку о диалоге. И в востоковедении есть опыт такого диалога.

Михаил Пиотровский: Эрмитажу нужна имперская уверенность. В том числе для того, чтобы держаться своей стратегии
Культурный обмен