Лейтмотивом практически всех мероприятий - а их за три дня было около 150 - стал государственный суверенитет. И как правовая категория, и как политическая.
- В текущей нестабильной ситуации только суверенное право может стабилизировать мир, - отметил советник президента РФ, ответственный секретарь Оргкомитета ПМЮФ Антон Кобяков. - Уважение суверенитета каждой страны, невмешательство в ее внутренний порядок - вот залог успеха в деле удержания мира от крайностей.
Условно деловую программу форума можно было разделить на две части: обсуждение общечеловеческих ценностей и проблем и дискуссии по профессиональным правовым вопросам.
Однако стремительное изменение миропорядка наложило свой отпечаток на обе части: эксперты постоянно призывали к модификации правил, в том числе международных.
Так, глава Следственного комитета Александр Бастрыкин усомнился в необходимости статьи 13 Конституции РФ. Она, напомним, запрещает любую государственную идеологию, однако глава СК напомнил, что общенациональная идея в России существовала практически во все времена. В XIX веке министр народного просвещения сформулировал ее как "Православие. Самодержавие. Народность".
- Я не призываю говорить о том, какая идеология лучше: капитализм, социализм, либеральная идеология... Но давайте начнем движение в этом направлении, - обратился он к председателю КС РФ Валерию Зорькину, предложив проанализировать статью 13 Основного Закона страны.
Если же говорить о сугубо правовых вопросах, то и здесь юристы и эксперты нашли поводы для корректировок. К примеру, после 2014-го и особенно 2022 года стало сложно прогнозировать, что решения столь авторитетного ранее Международного арбитражного суда со штаб-квартирой в Париже будут корректными и беспристрастными, отметил начальник отдела по вопросам альтернативного урегулирования споров Минюста России Антон Бенов. Выход - поворот на Восток, особенно к дружественным юрисдикциям. Гонконгский, Дубайский, Стамбульский арбитражные центры - эксперты рекомендуют включать в арбитражную оговорку несколько вариантов, чтобы расширить выбор для бизнеса.
- Не может быть и речи, чтобы международные суды определяли собственную компетенцию, как это делали ЕСПЧ, международные инвестиционные трибуналы и другие подобные подмочившие свою репутацию структуры, которые придумали себе дела для повышения собственной значимости и оправдания многомиллионных затрат на их существование, обслуживая интересы группы западных элит, - продолжил тему международных судебных разбирательств заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев.
В дискуссии также приняли участие представители Ирана, Египта, Узбекистана, Индонезии, Индии. И министр юстиции Исламской Республики Иран Амин Рахими еще раз вывел на международный уровень тему отмены, на этот раз в сфере финансов.
- Необходимо создать санкционный клуб и выработать юридические механизмы в рамках суверенитета, закона и международного права при сотрудничестве стран-единомышленников, чтобы начать искать решение для противостояния санкциям. Санкционный клуб должен подать иск против авторов ввода санкций и потребовать возмещения ущерба, - заявил Рахими. - Также нужно установить финансовые и экономические правила, исключить доллар как международную валюту и заменить его национальными валютами.
А в ходе сессии "Деятельность профессиональных взыскателей: текущее состояние и векторы развития" глава ФССП России Дмитрий Аристов усомнился в необходимости существования коллекторских агентств.
По закону профессиональные взыскатели имеют право не взаимодействовать с должниками, а сразу направлять материалы в суд. В этом случае решение Фемиды будут исполнять судебные приставы. "Зачем такой институт нужен, если он, используя государство, фактически решает свои цели - получение прибыли?" - задал Аристов риторический вопрос. Он также напомнил, что сегодня к профессиональным взыскателям относятся не только коллекторы, но также микрофинансовые организации и банки. Пока ФССП имеет право контролировать только деятельность коллекторов, и нареканий в сторону их деятельности стало существенно меньше.
В настоящее время готовится закон, согласно которому полномочия службы по контролю будут распространяться на все три варианта, что полностью приведет деятельность в отношении должников в правовое русло.