Композитор, который известен, прежде всего, как автор музыки для советского и российского кино - в его багаже более 125 фильмов - написал выдающуюся, по мнению критиков, симфонию под впечатлением воспоминаний узницы Каунасского гетто. Эпизод, который и лег в основу сочинения Шварца, поражает своей драматургией - евреям объявили, что утром их казнят, а ночь перед казней совпала с праздником Пурим, когда евреи обязаны веселиться и ни в коем случае не унывать.
"Все семь частей концерта для оркестра "Желтые звезды" - это психологическая ломка. Одна часть - страшная трагедия, вторая - веселый танец. Праздничный фрейлах здесь вдруг перебивается мольбой матери - какими-то очень бытовыми образами, которые при этом невозможно воспринимать без слез, - рассказал "РГ" главный дирижер Костромского губернского симфонического оркестра Павел Герштейн. - Шварц мне всегда говорил: "Павел, вы должны понимать, что это музыка о празднике с петлей на шее".
И всю эту ломку оркестру удалось передать виртуозно, зал слушал исполнение "Желтых звезд" затаив дыхание. И лишь один из зрителей играл сам с собой в шахматы. Он объяснил это тем, что только так можно спасти свое сердце от разрыва. И действительно известны случаи, когда после исполнения Герштейном сочинения Шварца слушателей увозили на машине скорой помощи.
"РГ" публикует фрагменты концерта, посвященного 100-летию Исаака Шварца. А в одном из ближайших номеров читайте большое интервью с дирижером Павлом Герштейном - о миссии великой музыки, о "телефонной" дружбе с композитором и о том, почему все нужно делать вовремя...