Хабек не скрывает, что речь идет о прямом госрегулировании экономических отношений. "Это, конечно, определенное вмешательство государства, если правительство будет говорить компаниям: вы не должны этого делать, потому что это противоречит интересам Германии", - признает министр. И он также хорошо понимает, что бизнесу такое вмешательство вряд ли понравится. В ответ они, конечно, не скажут: "О, это здорово, мы просто переедем в Индию". Реакция на запрет инвестиций будет, скорее, резко негативной и приведет, как выражается сам Хабек, к "интересным дискуссиям" между бизнесом и правительством.
Подобный инвестиционный госконтроль уже есть в Германии, но только над иностранными инвестициями в саму немецкую экономику. И власти периодически отказывают зарубежным компаниям в покупке тех или иных немецких предприятий, что нередко приводит к конфликтам. В последние полгода такой конфликт как раз разворачивается вокруг приобретения китайской компанией Cosco доли в гамбургском морском терминале. Сделку продвигает ведомство федерального канцлера и лично Олаф Шольц, а "Зеленые" пытаются ее сорвать, аргументируя тем, что терминал относится к критически важной инфраструктуре. В итоге споры идут не только между политиками и бизнесом, но и внутри самого немецкого правительства. Пекин тоже не слишком доволен попытками заблокировать сделку.
Против планов Хабека уже выступили его же коллеги по правительству - либералы из Свободной демократической партии. Они считают, что министр автоматически ставит под подозрение все немецкие компании, инвертирующие в Китай, а кроме того, в правительственных ведомствах не хватает кадров, которые могли бы качественно осуществлять контроль таких инвестиций. Тем не менее, как отмечают немецкие СМИ, выдвинутая Хабеком инициатива имеет неплохие шансы на реализацию. Контроль инвестиций в Китай планируют в ближайшее время ввести в США, аналогичные меры обсуждает и Еврокомиссия.