Ключевые магистрали приведут в порядок
Правительство поставило дорожникам задачу к концу 2027 года привести в нормативное состояние 85 процентов опорной сети дорог - это примерно 136 тысяч километров, включая 64 тысячи километров федеральных и 72 тысячи километров региональных трасс. Опорная сеть охватывает две трети населения страны, в нее входят все ключевые магистрали.
"Основная цель пятилетнего плана - обеспечить качественными дорогами жителей всех субъектов РФ. Благодаря этой программе мы увеличим скорость перемещения по всей опорной сети дорог, что станет дополнительным импульсом для развития всей экономики. При этом значительно снизится аварийность на дорогах, увеличится количество квалифицированных кадров и повысится производительность труда", ‒ отметил вице-премьер Марат Хуснуллин.
"Комплексный план дорожной деятельности на 2023-2027 годы в своем роде уникален. Такой масштабный проект с колоссальной суммой впервые расписан на пять лет. За такой короткий срок получить ожидаемый результат достаточно непросто, но и эффект будет соразмерный. Будет построено и реконструировано более четырех тысяч километров автодорог. Три тысячи километров дорог расширят с двух до четырех полос, отремонтируют 110 тысяч километров трасс, в том числе 650 мостовых сооружений. Это даст новый импульс развитию всей дорожной отрасли страны", - поделился с "РГ" доктор экономических наук, профессор, директор Института экономики, управления и права МГПУ Руслан Абрамов.
Ученый пояснил, почему так важен этот проект. По данным ГИБДД, почти 40 процентов от общего числа аварий в России происходит при сопутствующем влиянии недостатков транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети. Ежегодно в дорожных авариях травмы получают около 180-220 тысяч россиян. Потери экономики от плохого состояния дорог и недостаточного уровня их развития огромны, по разным оценкам они составляют от 2 до 3 триллионов рублей в год, или 2-3 процента от ВВП.
Все удобства в коридоре
Как сообщили "РГ" в Росавтодоре, в рамках пятилетнего плана запланирован целый ряд проектов, направленных на развитие международных транспортных коридоров (МТК). Так, на МТК "Север - Юг", обеспечивающего связь с государствами Персидского залива и Индией, предусмотрены строительство и реконструкция 10 объектов федеральных трасс общей протяженностью примерно 220 километров. В их числе - обходы Волгограда, Астрахани, Гудермеса, Владикавказа, Махачкалы, Дербента, Хасавюрта. Финансирование на 2023‒2027 годы составляет 137,4 миллиарда рублей.
В нынешних геополитических реалиях также в приоритете развитие автодорожного маршрута "Россия" от Санкт-Петербурга до Владивостока для обеспечения необходимой пропускной способности в связи с ростом грузопотоков в сторону стран Южной и Юго-Восточной Азии. Так, от Казани до Владивостока будут построены и реконструированы 34 дорожных объекта федерального значения общей протяженностью 598 километров. Финансирование на 2023‒2027 годы составляет 343,4 миллиарда рублей, работа будет идти на девяти федеральных трассах в 11 регионах страны. Планируется строительство восьми обходов городов и населенных пунктов: Нижнекамска и Набережных Челнов в Татарстане, Канска в Красноярском крае, Усолья-Сибирского и Тельмы в Иркутской области и т.д.
"С вводом в эксплуатацию новых участков главных транспортных коридоров "Север-Юг" и "Запад-Восток" изменятся объемы грузоперевозок в восточном направлении, которое уже сегодня является главным ориентиром внешней торговли, - уверен зампредседателя правления "РосДорБанка" Денис Алексеев. - Расширение сети региональных дорожных магистралей будет способствовать развитию деловой активности на местах, даст импульс реализации локальных бизнес-проектов".
К морским просторам
В нынешнем году строительно-монтажные работы на ключевых объектах начались практически во всех федеральных округах. В Росавтодоре рассказали о нескольких наиболее интересных.
Так, на северо-западе до 2027 года будет вестись строительство VII и IX очереди кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны и реконструкция северного и южного обходов Калининграда. Реализация проекта обеспечит развитие Приморской рекреационной зоны, позволит равномерно распределить транспортные потоки на подходах к улично-дорожной сети Калининграда и к городам прибрежной зоны. Жители региона получат более безопасную транспортную инфраструктуру с реконструируемыми подъездами к городам-курортам.
На Дальнем Востоке реконструируется участок автодороги А-370 "Уссури", срок завершения работ намечен на 2025 год. Трасса "Уссури" принадлежит к МТК "Трансиб" (TS), обеспечивает доступ к портам Владивосток и Находка и рекреационным центрам Приморья. Улучшение дорожных условий, по мнению специалистов Росавтодора, скажется на всей транспортной системе региона. Кроме того, повысятся конкурентоспособность и эффективность других отраслей экономики благодаря беспрепятственному выходу хозяйствующих субъектов на региональные и международные рынки, а также рост предпринимательской и деловой активности.
"Реализация пятилетнего плана поможет существенно увеличить объемы экспортно-импортных операций и максимально ориентировать экономику на усиление контактов с дружественными государствами, - говорит член общественного совета при Ространснадзоре, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов. - В современных условиях особое значение приобретает развитие транспортного комплекса и особенно строительство и реконструкция дорог на приграничных территориях РФ".
Обойти плотину
В Приволжском округе к 2025 году автодорога М-7 "Волга" прирастет мостовым переходом через Каму и обходами Нижнекамска и Набережных Челнов.
Этот проект принесет множество преимуществ стране и региону. Например, перенаправит транзитный автотранспорт из западных регионов РФ, направляющийся через Казань в сторону Уфы по новому скоростному направлению, минуя плотину Нижнекамской ГЭС, чем повысит ее антитеррористическую защищенность. А еще позволит вывести транзитные потоки из Набережных Челнов, обеспечив разгрузку трассы М-7 на участке от Елабуги и ОЭЗ "Алабуга" до Набережных Челнов. В итоге сократится время пребывания пассажиров и грузов в пути, увеличится скорость движения авто и, как результат, понизятся расход горючего и прочие затраты автомобилистов.
В Сибири необходимость строительства Восточного обхода Новосибирска вызвана возросшей интенсивностью движения на автодороге Р-256 "Чуйский тракт". Она здесь достигает 54,2 тысячи машин в сутки, что плохо влияет на безопасность движения и состояние окружающей среды. Общая протяженность обхода составит около 80 километров. Он обеспечит выход с Чуйского тракта на Северный обход Новосибирска и далее - на трассы Р-255 "Сибирь" и Р-254 "Иртыш". Это позволит разгрузить участки трассы Р-256 на подъезде к областному центру и вывести транзитный транспорт с городских дорог.
"Транспортный сектор играет одну из наиболее значимых ролей в обеспечении экономических процессов в стране. Более того, его бесперебойная работа обеспечивает пространственную связанность страны, геостратегическую безопасность, товарообмен, транспортную подвижность населения и является условием для развития большинства иных отраслей экономики. Отдельно необходимо учесть, что по плотности транспортной сети Россия уступает большинству развитых стран (в сравнении с Китаем - более чем в 3 раза). Без нарастающих темпов ввода в эксплуатацию новых объектов транспортной инфраструктуры и их модернизации Россия в перспективе не сможет обеспечить необходимую транспортную мобильность населения и реализовать свой транзитный потенциал", - рассказали "РГ" в управлении транспорта и строительства центра системного анализа Аналитического центра при Правительстве РФ.
Соединяя берега
За глобальными (федеральными) проектами, тем не менее, не остались в стороне и проекты региональные. "Важным достоинством пятилетнего плана является открытый список всех основных объектов дорожного строительства - каждый гражданин может ознакомиться, какие объекты и когда будут реализованы, какая протяженность дорог будет введена в эксплуатацию. Или какие проекты будут начаты в пятилетний период с последующим вводом в эксплуатацию за горизонтом 2027 года. То есть в плане учтен и задел на будущее", - подчеркнули в АЦ.
Так, в Пензе продолжается реконструкция улицы 40 лет Октября. Это один из самых масштабных проектов в области за последние годы. Маршрут соединяет микрорайоны "Город Спутник" и Кривозорье, обеспечивает дополнительный выход к федеральной трассе Р-208 Пенза - Тамбов. Кроме того, эта дорога ведет к аэропорту.
Строительная готовность объекта ‒ более 80 процентов, сейчас идет третий этап работ. В его рамках уже построен путепровод, возведена эстакада через улицу Центральную и железнодорожные пути. На финишной прямой ‒ мост через реку Ардым. Путепровод, эстакада и мост соединены новой дорогой, уложено асфальтовое покрытие, обустроены тротуары, установлены столбы линии искусственного освещения, проложена ливневая канализация. Полностью завершить работы планируется на три года раньше срока ‒ уже осенью 2023-го.
В Ленинградской области на подъезде к Киришам строится мост через Волхов. Работы здесь стартовали еще в 2020 году. Протяженность двухполосного сооружения составит 437 метров, ширина ‒ 13 метров. В конце прошлого года на объекте была завершена надвижка пролетного строения. Сейчас мостостроители бетонируют плиту проезжей части. Укладка асфальта запланирована на вторую половину года. Проектом предусмотрено устройство тротуаров и освещения. Сдача объекта планируется в 2024 году со значительным опережением графика.
В области идет еще одна крупная стройка - мост через Свирь у города Подпорожье. Строительство этого значимого для региона объекта, рассказали "РГ" в Росавтодоре, также началось в 2020 году. Подрядная организация работает с существенным опережением графика. Планируется, что движение здесь откроют уже в 2023-м, на три года раньше планового срока. Протяженность моста составит 727 метров, ширина проезжей части ‒ 7,5 метра, длина подъездных путей ‒ почти 2 километра. Неразводная конструкция на высоких опорах (более 30 метров) позволит проходить под мостом судам любого типа. После запуска мостового перехода город Подпорожье будет соединен постоянной переправой, сейчас движение идет по технологическому проезду Верхне-Свирской гидроэлектростанции. Кроме того, существенно изменится логистика на всей восточной части Ленобласти, так как значительно сократится транспортное плечо доставки грузов.
Неожиданный ракурс
Опрашивая экспертов о выгодах, которые может получить страна, регионы и население, "РГ" выслушала нетривиальное рассуждение представителя бизнес-сообщества, не имеющее, казалось бы, отношения к мостам, тоннелям, Международным транспортным коридорам и обходам городов.
"Создание пятилетнего плана дорожной деятельности - отличная новость, - поделилась директор международной сети автосервисов FIT SERVICE Татьяна Овчинникова. - Казалось бы, автосервисы должны радоваться тому, что нет хороших дорог и машины приходится часто ремонтировать. Однако для нашей сферы бизнеса хорошие дороги как раз более выгодны". И вот почему, поясняет эксперт. Средний пробег автомобилей в России падает во многом потому, что у людей просто нет желания ездить. Иногда добраться до работы на машине - настоящее испытание. Автопутешествия по стране также не доставляют удовольствия. До некоторых туристических зон вообще невозможно добраться, попросту нет транспортной доступности. А средний пробег напрямую влияет на объем автосервисных услуг. Меньше пользуешься автомобилем - меньше заезжаешь на сервис. Поэтому для автосервисного бизнеса реализация дорожного пятилетнего плана также сулит новые перспективы.
"Если все планы осуществятся, - продолжает Татьяна Овчинникова, - мы ожидаем увеличение среднего пробега автомобилей. Автовладельцы будут больше ездить, чаще путешествовать, поскольку для этого будут созданы условия. Увеличение пробега автомобилей приведет к росту количества заездов на сервис. Автовладельцы будут чаще проходить техобслуживание: менять расходники (колодки, фильтры), масло и т.д. Все это будет происходить в силу увеличения пробега, а не потому, что что-то сломалось, когда залетел в яму и, например, разбил шаровую. Проводить плановые ТО для автосервисов гораздо выгоднее, проще и быстрее, чем ремонты. Плановые ТО - это не сложные специфичные работы по ремонту, а простые операции. Тогда снижаются и требования к квалификации сотрудников, проще и быстрее закрываются вакансии, то есть одновременно решается и кадровый вопрос".
Выгодно всем
В целом, по единодушному мнению экспертов, постановка задач инфраструктурного развития на длительную перспективу имеет целый ряд преимуществ. Подрядные организации получают долгосрочные заказы, что позволяет им более четко планировать деятельность и снизить стоимость работ. Отечественной промышленности обеспечивается гарантированный спрос на технику и стройматериалы. Как следствие, появляется возможность инвестировать в новые производства, расширять и модернизировать линейку продукции, создавать новые рабочие места.
"Качественная дорожная сеть - один из ключевых маркеров как состояния экономики страны в целом, так и отдельно взятых регионов. Высокая пропускная способность дорог является определяющим показателем уровня развития логистических коридоров страны, - подчеркнул Денис Алексеев. - В современных условиях этот фактор приобретает стратегическое значение -хорошие дороги способны снижать себестоимость конечного продукта, уменьшая и накладные расходы на доставку, и сроки товарооборота. Социальный эффект от реализации проекта будет заключаться в создании новых рабочих мест не только в крупных федеральных центрах, но и в регионах. А также в оживлении активности в тех сферах бизнеса, которые обеспечивают процесс дорожного строительства. Значит, появятся и новые объекты социальной инфраструктуры, необходимые для населения".