Так, в Мурманской области в прошлом году предприятия добыли 576 тысяч тонн водных биоресурсов - это 93 процента от объема предыдущего года. А бизнес Архангельской области доставил потребителям 95,2 тысячи тонн рыбы - несмотря на работу в условиях санкций, снижение к 2021 году составило лишь три процента. В основном это любимые северянами и наиболее доступные по цене треска, пикша, палтус, морской окунь, зубатка, камбала и сайда.
Тем временем объем экспорта рыбы в Архангельской области в 2022 году превысил 120 миллионов долларов США, в этом году прогноз такой же. Причем по итогам первого квартала уже можно сказать, что уровень экспорта растет: компании переориентировались на азиатские рынки и "нащупали" свои ниши для получения выручки.
Внутренний рынок тоже удалось сохранить. Потребление рыбы на душу населения в Архангельской области по-прежнему выше, чем в целом по стране, и составляет более 24 килограммов в год, в Мурманской эта цифра немногим ниже - около 22 килограммов (в среднем по РФ - около 20 килограммов на человека). Эксперты форума отметили также, что в текущем году увеличиваются налоги, поступающие в областную казну Поморья благодаря добыче биоресурсов.
Вместе с тем в Архангельской области снизился промысел водорослей. Несмотря на то, что дикие "зеленые плантации" в Белом море сегодня грандиозные. К примеру, морской капусты на территории Поморья, по мнению ученых, можно добывать в 90 раз больше, чем сегодня! Снижение связано в основном со сложностями переработки ламинарии.
Увеличить объем призвана проходящая сейчас модернизация водорослевого комбината Архангельска. А в целом, как говорилось на конференции, условия для заготовки водорослей в Белом море созданы: на главной территории добычи - Соловецком архипелаге - промысловые участки уже сформированы и согласованы с Русской православной церковью.
Шла речь на форуме и о возобновлении тюленьего промысла. Для этого в Архангельской области утверждена программа развития Арктического рыбопромышленного кластера, предусматривающая увеличение добычи биологических ресурсов морей. В том числе используемых сегодня мало или неиспользуемых совсем (к последним относится и тюлений промысел). Большинство участников конференции высказали свое мнение о том, что ресурсы морских млекопитающих требуют освоения, а значит, нужна соответствующая государственная программа.
Вместе с тем для возрождения древней поморской охоты "на морского зверя" вначале необходимы обоснования ученых. И только после этого, как считают эксперты, можно предлагать изменения в правила рыболовства, ограничивающие сегодня зверобойное дело.
Сдерживает рост добычи биоресурсов Западной Арктики и дефицит морского флота. Большая часть новых судов пока на верфях: в рамках первого этапа инвестиционных проектов (квоты под киль) для предприятий Архангельской области запланировано построить шесть высокотехнологичных судов, а на промысел вышли два. Тем временем 11 мурманских рыболовных компаний "заявились" на постройку 13 рыбодобывающих судов, а четыре краболовных - на девять судов.
Еще одно узкое место рыбного промысла в том, что работающий на нем флот испытывает сейчас проблемы с ремонтом оборудования. "Доставка той или иной запчасти может достигать полугода, тогда как раньше, до введения санкций, составляла пару недель", - отмечалось на форуме.
Архангельские верфи перегружены - отечественные суда, которые традиционно обслуживались в иностранных портах, возвращаются теперь на верфи Поморья, а очередь на ремонт растянулась до начала 2025 года.
- Береговая база по комплексному обслуживанию судов рыбопромыслового флота находится в неудовлетворительном состоянии, - констатировал исполнительный директор Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна Валентин Балашов.
По его мнению, для развития береговой обслуживающей инфраструктуры нужны инвестиционные программы.
Они стартовали. Так, по инициативе правительства РФ принят федеральный закон, предусматривающий льготы на ремонт судов по налоговому вычету. Причем вводятся они только при условии инвестирования бизнеса в собственное развитие. "Это позволит исключить отвлечение денежных средств из финансового оборота предприятий и положительно скажется на их экономическом положении", - говорится в новом законе.
Кстати, под его действие попадают ремонты не только кораблей рыбопромыслового флота, но и морских судов, судов внутреннего, а также смешанного плавания. Для получения льготы необходимо заключить с Минпромторгом и Минфином инвестиционное соглашение о развитии и модернизации. Нормативная база для внедрения этой поддержки сейчас разрабатывается.
Тем временем в регионах бизнес уже начал свои проекты по созданию новой береговой инфраструктуры. К примеру, в Мурманской области предприниматели приступили к созданию крупного рефрижераторного терминала "Ударник" с полным сервисом по обслуживанию рыбопромысловых судов.
А в Поморье комплекс услуг по ремонту судов сформировали на площадках уже действующего предприятия - тралфлота. База для обслуживания судов создана в транспортном узле на реке Соломбалка, рядом - железнодорожный узел, аэропорт, дороги.
Кстати, для того чтобы "расшить" эту развязку и увеличить арктический грузопоток, в столице Поморья планируют построить еще один мост через Кузнечевский рукав Северной Двины (параллельно действующему). Мост предлагается внести в план развития архангельского транспортного узла, который будет утверждаться в правительстве РФ.