…Глядя на неброский, но стильный заводской фасад, который идеально вписывается в застройку улицы Гагарина, и не подумаешь, что это одно из старейших предприятий Беларуси. Его предшественник - мотороремонтный завод - начал трудовую биографию в августе 1944 года. А в 1960-м завод получил свое нынешнее название. Сегодня это современное высокотехнологичное предприятие. В цехах все радует глаз: новейшее оборудование, чистота, порядок.
ОАО "Барановичский автоагрегатный завод" входит в состав холдинга "БелавтоМАЗ", выпускает запасные части, узлы и компоненты для грузовой и автобусной техники, а с недавних пор активно развивает и производство, связанное с железнодорожным транспортом. Нынешний список его деловых партнеров выглядит весьма солидно. В нем практически все ведущие белорусские и российские автопроизводители: МАЗ, БЕЛАЗ и "Гомсельмаш", КАМАЗ, "УРАЛ", ГАЗ, "Ростсельмаш".
Совсем недавно барановичские автокомпоненты, а их выпускается более 1000 наименований, в основном шли на конвейеры белорусских предприятий. Доля их использования в российском автомобилестроении была относительно небольшой из-за засилья западных компаний. Однако в 2022-м, когда многие западные фирмы отказались от сотрудничества с россиянами, ситуация для БААЗ кардинально поменялась, рассказал директор завода Виталий Юркевич:
- На рынке машиностроения России открылись отличные перспективы для предприятий, которые могут предложить качественный продукт. Продукция нашего завода хорошо известна российским автопроизводителям, поэтому оказалась востребованной.
Сегодня БААЗ активно осваивает новые виды продукции, предназначенные для российских предприятий. С начала года стал поставлять тягово-сцепные устройства для заводов "УРАЛ" и "Ростсельмаш", амортизаторы для автобусов группы "ГАЗ". Недавно в Россию были отправлены первые опытные партии демпферов для рельсового общественного транспорта Москвы и амортизаторов для полуприцепов "ТОНАР".
Барановичское предприятие активно развивает производство импортозамещающих комплектующих. Работа по внедрению собственных разработок ускорилась в 2021-м, после того как завод вместе с другими предприятиями холдинга "БелавтоМАЗ" попал под западные санкции, отмечает Виталий Юркевич:
- Те, кто вводил санкции против "БелавтоМАЗа", да и в целом Беларуси, рассчитывали ограничить наше развитие. Поэтому надо воспринимать это как стимул доказать всем, что белорусы могут делать конкурентоспособную продукцию мирового уровня. На это в своем Послании обратил внимание и Президент, призвав окончательно избавиться от чужих болтов и гаек и выпускать по-настоящему свой продукт.
Сейчас БААЗ реализует перспективный инновационный проект по выпуску определенных видов тягово-сцепных устройств. На постсоветском пространстве таких буксиров, кроме как в Барановичах, больше нигде не производят. И это сулит хорошую перспективу, особенно в кооперации с российскими автопроизводителями.
- Кооперация выгодна всем, - уверен Виталий Юркевич. - Россияне получают от нас качественные комплектующие, а мы загружаем производственные мощности и повышаем свои компетенции.
Такой подход БААЗа к стратегии развития дает свои плоды. За первый квартал текущего года экспорт возрос в 1,8 раза к сопоставимому периоду 2022-го. Увеличиваются и объемы производства продукции. Поэтому есть все предпосылки к тому, чтобы основные прогнозные показатели нынешней пятилетки предприятие выполнило за три года.
Коллектив завода, который насчитывает 800 человек, реально ощущает положительный эффект своей работы. Средняя зарплата на предприятии в 2022-м увеличилась на треть, а в первом квартале нынешнего выросла еще на 46 процентов и достигла почти 1750 рублей. Текучести кадров на заводе нет, а молодые специалисты с удовольствием выбирают его в качестве первого рабочего места. Как, например, операторы станков с программным управлением Александр Слива и Александр Вороник. Молодые люди вместе учились на инженерном факультете Барановичского госуниверситета, после окончания которого два года назад получили распределение на БААЗ.
- Работать здесь интересно, за такую работу стоит держаться, - объясняет свои мотивы Александр Слива. - После того как отработал на заводе полгода, меня призвали в армию. Отслужив, сразу вернулся обратно, здесь я стал специалистом, умеющим работать с современным оборудованием, вижу для себя перспективы роста.
Друга дополняет Александр Вороник:
- К тому же здесь всячески стараются поддержать своих работников. Когда я женился, то по ходатайству предприятия получил от города арендную квартиру-"малосемейку". Для молодой семьи, особенно когда ты из другой местности, такая поддержка имеет большое значение.
Наладчика станков с программным обеспечением Николая Будо радует появление на предприятии все большего количества современного оборудования:
- В марте занимались наладкой двух новых высокопроизводительных обрабатывающих центров. Сейчас они в строю. В этом году должны поступить еще три таких же центра. И никакие западные санкции обновлению производства не помешают. Мы будем продолжать спокойно делать свою работу и выпускать качественную и востребованную продукцию.