Ранее базовыми значениями было 202 кв.м на 1000 жителей продовольственных магазинов, 387 кв. м на 1000 человек непродовольственных. При этом каждый регион делал для себя более точные расчеты, учитывая, к примеру, расходы населения на покупку товаров, индекс роста цен, объем реализованных товаров, стоимость потребительской корзины и ряд других показателей.
Методика была очень сложной, не было предусмотрено актуализации нормативов, это приводило к некорректным расчетам, а также к отсутствию своевременного их обновления, отметили в пресс-службе Минпромторга. Одной из целей принятия нового постановления было упрощение методики. Из расчетов были исключены некоторые показатели. Теперь учитывается только коэффициент, определяемый министерством, и количество населения в регионе. Кроме того, теперь нормативы будут не по площади, а по количеству торговых точек.
На каждые десять тысяч населения, согласно проекту приказа Минпромторга, должно приходиться минимум по 29 магазинов (из них 13 продуктовых), 6 нестационарных торговых объектов (киосков, павильонов и т.п.) и 0,4 ярмарки. Это базовые значения, регионы могут менять их в большую сторону (но не в меньшую). Городам федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) разрешается устанавливать свои нормы, а районам Крайнего Севера - или устанавливать свои, или вообще не использовать эти расчеты.
Регионы должны определить минимальное количество магазинов с учетом численности своего населения к концу лета.
Причем минимальное количество магазинов должно быть определено не только для региона в целом, но и для входящих в них муниципальных районов, округов и городских округов (исключением станут города федерального значения - здесь устанавливаются нормативы по городу в целом). Это должно более равномерно распределить торговые точки по региону - нельзя будет их сконцентрировать только в столице региона.
Нормативы давно требовали актуализации, сложная методика расчета этого показателя затрудняла работу местных органов власти, говорит первый заместитель гендиректора "Центра независимой экспертизы собственности" Кирилл Кулаков. Итоговые значения подчас некорректно отражали реальные потребности населения, в результате есть дисбаланс по обеспеченности торговыми площадями разных районов даже в пределах Москвы, не говоря уже о России. Так, обеспеченность нежилыми помещениями на первых этажах многоквартирных домов, где могут быть размещены аптеки, продовольственные магазины и т.д., на периферии города практически вдвое ниже, чем в центре города. В центре порядка 16 процентов площадей МКД представлено нежилыми помещениям на первых этажах, а на периферии - не более 8 процентов. При этом с учетом гораздо более высокой плотности населения в отдаленных районах города на одну торговую точку там приходится порядка 5 тысяч жителей, а в центре - чуть более 1,5 тысячи.
Новый подход позволит сбалансировать соотношение торговых точек и потребительского спроса до уровня здоровой и комфортной, как для бизнеса, так и населения конкуренции, устранив риски как переизбытка торговых площадей, так и их дефицита, отмечает Кулаков. Применение этих расчетов может быть полезно и бизнесу для прогнозирования будущей рентабельности и востребованности торговой точки.
Кроме того, до сих пор просчитывалось, сколько должно быть торговых мест на розничных рынках. Однако в последние годы из-за избыточно строгих требований к рынкам их число уменьшается, многие сменили формат на "ярмарки". И теперь в нормах будет учитываться количество ярмарок и рынков в целом.
- Такой подход позволит стимулировать региональные и местные органы власти на создание наиболее подходящих условий для осуществления торговой деятельности населением, одновременно облегчая достижение соответствующего норматива, - отмечали разработчики поправок.
Нормативы будут действовать не более пяти лет, чтобы оперативно менять их с учетом изменений демографической ситуации. В то же время увеличивать требования к количеству торговых точек можно и чаще.
На конец 2022 года, по данным Росстата, в России было 853 тысячи магазинов. Причем за последний год количество торговых точек выросло (было 835 тысяч), а их площадь уменьшилась (ранее 133 млн кв.м). В целом по стране, с учетом численности населения магазинов вдвое больше, чем требуют новые расчеты. Соотношение примерно одинаковое (вдвое больше минимума) как, например, в многонаселенных Москве и Московской области, так и в малонаселенных Тыве и Калмыкии.
При этом наибольшая обеспеченность качественными торговыми площадями (в крупных торговых центрах) среди городов-миллионников в конце 2022 года, по подсчетам Knight Frank, была не в столицах. Больше всего площадей ТЦ в пересчете на население было в Самаре (771 кв.м на тысячу жителей), Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, и уже только за ними следуют Москва и Воронеж.