06.06.2023 01:18
Общество

Кому разрешат поступать в магистратуру не по профилю

Текст:  Мария Агранович
Российская газета - Федеральный выпуск: №122 (9067)
В новой системе высшего образования поступать в магистратуру - на специализированное высшее образование - смогут в основном те, кто получил "базу" по тому же профилю. Эту идею поддерживает Минобрнауки, а ранее об этом говорил председатель Госдумы Вячеслав Володин. По его словам, особенно это касается гуманитариев, которые решают продолжать образование по техническому, инженерному профилю.
Поступать в магистратуру смогут в основном те, кто получил "базу" по тому же или смежному профилю. / Михаил Терещенко/ТАСС
Читать на сайте RG.RU

- В новой модели президент не случайно предложил специализированное высшее образование. Значит, оно предполагает какую-то базу, - отметил замминистра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев.

Правда, для некоторых более универсальных специальностей, считают в министерстве, стоит сделать исключения. Например, на специализированное высшее по профилю "Менеджмент" могут поступать выпускники с разной базой, а не только, к примеру, экономической. Потому что менеджмент - универсальная специальность.

Или, например, направления из сферы так называемых креативных индустрий.

А вот с базовым филологическим образованием прийти в двухлетнюю магистратуру по юриспруденции уже проблематично. За два года выучиться на качественного юриста не получится.

В зависимости от того, по профилю или нет поступает на специализированное высшее студент, может варьироваться и срок обучения. Так, например, будет в Балтийском федеральном университет им. Канта, который вошел в число шести пилотных вузов, где уже с этого года начнется переход на новую систему высшего образования.

Удаленка или зарплата: студенты-айтишники рассказали о выборе будущей работы

- В 2023 году Балтийский федеральный выбрал три направления для апробации новой модели: химические науки, юриспруденция, образование и педагогические науки, - рассказал ректор вуза Александр Федоров. - Планируется увеличить срок обучения на базовом уровне до пяти лет, по некоторым педагогическим программ - до шести. На специализированном уровне предлагается либо один год обучения для углубления профильной подготовки при наличии базового образования, либо два года для студентов непрофильных направлений.

По мнению проректора НИЯУ МИФИ Елены Весны, необходима тщательная проработка вопроса о том, какие специалисты и на какие направления в магистратуру смогут поступать, а какие нет.

- Недопустимо, когда окончивший бакалавриат по экономике поступает, например, в магистратуру инженерного профиля. И наоборот. Это иллюзия, что за два года можно стать квалифицированным экономистом, не имея базовой профильной подготовки. Что касается смежных направлений, то здесь можно сохранить возможность смены направления в магистратуре. Тем более, что реальная практика показывает: выпускники часто работают не по своему, а по смежному направлению, и рынок принимает таких специалистов как профильных. Например, выпускники инженерных специальностей часто работают в области IT-технологий и наоборот.

С базовым филологическим образованием поступать в магистратуру по юриспруденции как минимум странно. За два года юриста не подготовить

А вот в МИСИС давно отошли от понятия "профильная-непрофильная" магистратура, сделав фокус на междисциплинарности.

- Все магистерские программы Университета МИСИС готовят специалистов, способных решать комплексные задачи, - рассказал "РГ" проректор по образованию НИТУ МИСИС Александр Волков. - Например, не просто металлургов или айтишников, но разработчиков цифровых решений для промышленных производств или создателей цифровых двойников. Поступить в такую магистратуру может как бакалавр, закончивший "прикладную математику", так и "металлургию". За время обучения студент получает дополнительные специальные знания, которые позволяют ему работать на стыке профессиональных областей, выполняя задачи, далеко выходящие за рамки компетенций узких специалистов. Все междисциплинарные магистерские программы мы открываем совместно с партнерами, ориентируясь на запросы бизнеса и рынка труда. Это позволяет готовить только тех специалистов, в которых реально нуждаются работодатели.

Образование