31.05.2023 14:25
Экономика

Шов-контент: как наладить грамотное швейное производство

Агентство креативных индустрий при Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы проводит серию митапов, посвященных развитию пяти творческих направлений: моде, дизайну, музыке, арт-индустрии, кино и анимации. В секции моды одним из участников стал проект "ПрошьюБизнес", созданный Катериной Непочатых и Анной Таран.
/ Фото предоставлено IPQuorum
Читать на сайте RG.RU

Мы пообщались с экспертами о том, как наладить швейное производство, и о сложностях, с которыми сталкиваются предприниматели в этой сфере.

- С чего начался ваш профессиональный путь?

- Катерина: С РГУ им. А.Н. Косыгина. Его мы закончили в 2007 году. После этого я пошла в аспирантуру, закончила её, а теперь являюсь кандидатом технических наук. С 2011 года я официально занимаюсь своей предпринимательской деятельностью. Начинала я с ателье, а сейчас у меня собственный цех по пошиву одежды. Мы делаем всё - от разработки коллекций до изготовления изделий. Ассортимент у нас разный. Это мой путь в двух словах.

- Анна: Я закончила тот же университет, что и Катерина. Мы учились вместе. После этого я работала на различных предприятиях, микропредприятиях. Мой последний и самый крупный опыт - это работа в компании "Электроконтракт". Там я с нуля открывала швейный цех, набирала сотрудников и полностью сформировала команду. Позже я была руководителем крупного экспериментального производства. А после моего небольшого декретного отпуска мы с Катериной создали наш общий проект - "ПрошьюБизнес".

Дизайн как инструмент конкурентной политики

- Как возникла идея этого проекта?

- К.: У нас с Анной большой опыт работы в этой отрасли. Мы увидели, что сейчас все производства столкнулись с глобальной проблемой: острой нехваткой профессиональных кадров - в основном, конечно, швей и технологов. Свои кадры мы с Анной подготавливали сами: брали практикантов, помогали им получить опыт и стать частью рабочего процесса. Но многие собственники и руководители производств просто не могут это делать. Или не знают, как.

Я поняла, что у нас есть практические навыки, которые могут помочь другим предпринимателям. Анна занималась построением крупных производств и организацией работы на потоке, поэтому я пришла к ней и предложила ей эту идею.

Так мы и занялись "ПрошьюБизнес". Мы используем свой опыт, чтобы обучить и подготовить профессиональные кадры. У нас есть офлайн-школа для швей. И конечно, мы работаем с технологами, собственниками и руководителями швейных цехов. Многие из них обладают теоретическими знаниями, но не знают, как применить их на практике. Ведь все цеха сейчас разные! Есть маленькие, есть большие, и каждому требуется свой подход.

- А.: Мы хотели помогать собственникам адаптировать свои производства под современные методы работы. Люди, которые открывают производства, не понимают, кто должен на них работать. У них нет финансовой подушки, чтобы сразу правильно нанимать руководителей, технологов, мастеров. Они начинают, как Коко Шанель: сама раскроила, сама сшила. Но на дворе XXI век: есть автоматизированное оборудование, есть полуавтоматы. Много методик и инструментов по повышению производительности.

У нас комплексный подход. Мы как обучаем технических специалистов, так и помогаем собственникам встать на путь грамотного подхода к организации производства. Неважно, работают они над сложными дизайнерскими вещами или повседневной одеждой.

- В социальных сетях вы неоднократно упоминаете "уникальную методику развития швейного бизнеса". Как вы к ней пришли?

- К.: Это наработанный опыт.

- А.: Катерина проходила стажировку в Германии. Общалась с различными брендами, изучала различные материалы. К ней обращались бренды разного уровня и разной квалификации. Катя бралась за любые проблемы! Разбиралась в любых вопросах, связанных как с технологиями, так и с оборудованием. Она не могла сказать, что не может решить их, ведь в таком случае клиент просто уйдет к другому специалисту.

В компании, где я работала начальником швейного цеха и ставила экспериментальное производство, мы внедряли множество программ. Компания привлекала различных тренеров. Мы проходили разные обучающие программы: по построению команды, по адаптации... Я была инициатором множества проектов по увеличению производительности труда, по оптимизации работы между подразделениями, между отделами. Чтобы работа была максимально слаженной и эффективной.

Мы все придумывали и подсматривали в процессе работы. Просто идешь в магазин, видишь какую-то технологию, смотришь, что это за производитель. Ездили на выставки, в том числе на международные, смотрели, как у них сделаны изделия, какое применяется оборудование. Мы складывали в копилку всё, что было возможно, и начали внедрять и применять это у себя.

- С какими ошибками предпринимателей и руководителей производств вам чаще всего приходилось сталкиваться за время работы "ПрошьюБизнес"?

- А.: У нас не хватит целого дня, чтобы об этом рассказать. Но, мне кажется, самая главная ошибка - думать, что ты знаешь и умеешь всё. Всегда нужно изучать новые или незнакомые тебе методы, технологии, инструменты управления и организации, способы набора персонала. Во всех сферах нужны обновленные знания. Только тогда можно построить грамотное производство.

Нам всем нужно учиться. Ждать, что к тебе придет специалист, который в совершенстве владеет любой техникой, тоже не нужно. Таких просто не существует! Каждый день мы учимся у людей, которые умеют больше, чем мы.

- Сейчас многие говорят о нехватке кадров на швейных производствах. Об этом упомянули и вы. Как вы думаете, почему возникла эта проблема? Какие факторы влияют на нее сейчас?

- К.: Адаптация и обучение. Раньше были учебные комбинаты, была большая практическая деятельность. Когда человек заканчивал учебное заведение, он знал, что придет на производство, где наставники и учителя внедрят его в технический процесс. Помогут адаптировать. Но сейчас этого нет. Сейчас всем нужен готовый специалист-универсал, который будет все знать и уметь.

К северу от бабушкиного сундука: как Александра Гапанович переосмысливает традиции прошлого в современной моде

После выпуска из института человек на производстве никому не нужен. На производстве просто не знают, как обучать и направлять новых специалистов.

Мы много ездим по производствам, где есть наставники, которые пытаются внедрять новичков. Но, пообщавшись с ними, мы понимаем, что они не знают, как делать это правильно! Они взяли этих людей, попытались их внедрить - и всё. Человек проработал 1-2 месяца и ушел. Этот ученик в результате теряет веру в себя и надежду реализовать себя в этой сфере.

- А.: Сейчас очень распространены тренинги для руководителей, тренинги для отделов продаж - это на слуху. Это пришло к нам из Америки и Европы. Но для рабочих профессий ничего такого в нашей стране нет! Нет системы правильного взаимодействия. Вот есть небольшая должность: мастер или технолог на производстве. У них есть полномочия руководителя. Но как правильно вести себя со своими подчиненными, они не знают. Мы в "ПрошьюБизнес" рассказываем и об этом в том числе.

Студенты думают, что это творческая профессия, где они могут реализовать свою фантазию. И это действительно так! Но на производстве они сталкиваются с давлением сроков, авторитета руководителей. В итоге им не до творчества. Очень много моментов здесь не выстроено: как работать с новыми специалистами, чтобы они не сбежали?

- Какие меры необходимо предпринять, чтобы решить эту проблему?

- К.: Кто-то должен брать молодых специалистов под крыло. Сейчас нет грамотных цехов. Цеха открывают люди без соответствующего образования. Они не понимают, зачем им нужны мастер и технолог! Они сажают за оборудование этих швей, ищут специалистов-универсалов, которые сошьют им все от начала и до конца. Весь внутренний процесс неграмотно построен.

Приходит молоденькая девочка - она хорошая, она сможет приобрести навыки, но ей нужен человек, который сможет все показать и направить. Но такого нет, поэтому её разворачивают. Поэтому молодые кадры идут туда, где они видят в руководителе наставника. Они должны понимать, что на производстве есть человек, который может им помочь получить эти знания, чтобы они не испугались.

- А.: Нужно популяризировать эту профессию. И эта помощь должна исходить от государства.

Есть программы, профессионалитет, например, когда людям еще со школы начинают рассказывать про специальность. Там все классно. Но лаборатории, которые строят институты, не похожи на реальные цеха. Производства не такие. Если человек из светлой и инновационной лаборатории попадет в настоящий цех, который находится, например, в московском полуподвале, он не будет там работать. Он сбежит. И ехать в город Чехов, чтобы шить в каком-нибудь ангаре, он тоже не захочет.

- Как началось ваше сотрудничество с Агентством креативных индустрий?

- А.: Я читаю лекции для Fashion Factory. Через них они нашли меня и наш проект. Так мы познакомились, встретились, рассказали, чем занимаемся и чем можем быть полезны. Пока мы были только на одной конференции. Круглый стол - это круто! Любые обсуждения, которые помогают предпринимателям обмениваться опытом, - это то, что обязательно должно происходить. На любых площадках.

***

Эта статья и многие другие материалы опубликованы на сайте ©IPQuorum - первого в России издания о креативных индустриях и интеллектуальной собственности. IPQuorum - это новый формат работы одноименного международного коммуникационного бренда, который организует все самые яркие события мира интеллектуальной собственности и креативных индустрий в России, включая рынок LegalTech и сферы институтов развития.

Бизнес