Быть империей не так уж плохо
На площадке "Художественная литература" Татьяна Толстая представила книгу-диалог "Истребление персиян". Это сборник эссе-разговоров Татьяны Толстой и Александра Тимофеевского, публициста, культуролога и критика. Среди тем их бесед - сон и скука, соотношение настоящей и "деланой" поэзии, конечно же, и роль Персии в русской культуре.
В Москве проходит IX Книжный фестиваль "Красная площадь""Эпистолярный жанр очень близок к эссеистике, - считает Татьяна Толстая. - Это своеобразные эссе, разбитые на два голоса. Человечество забавляется, наблюдая за перебрасыванием интеллектуального мяча".
Вопрос из зала - об "имперской" сущности России. "Да, мы империя, были империей и будем, и в этом нет ничего плохого!" - воскликнула Толстая. Нет ли опасности в том, что русская культура с легкостью принимает любое внешнее влияние? И этот вопрос писательница парировала: "Нас пытаются научить тому, что это плохо. Это и значит вбивать клин между народами-братьями".
"БиблиоДонбасс": книги спасают от бомб
На площадке "Регионы России и Республика Беларусь" гендиректор "Иностранки" Павел Кузьмин рассказал о главном библиотечном проекте "БиблиоДонбасс". С марта прошлого года в библиотеки освобожденных территорий было передано тысячи изданий художественной и детской литературы. Павел Кузьмин регулярно встречается с директорами местных библиотек (а их здесь 1002). Библиотека иностранной литературы им. Рудомино организует стажировки для донбасских сотрудников школьных библиотек. "Мы сразу решили, что главное - работать с людьми", - рассказал Кузьмин.
Главный урок этих встреч в Донецке и Луганске: библиотеки в новых республиках стали отдушиной, пространством мирной жизни. В библиотеки люди идут и во время обстрелов. Люди идут за книгами, как к верным собеседникам...
Данилов с Шаргуновым показали язык
Может ли традиционный роман отразить весь хаос противоречий, охвативших цивилизацию, всю дисгармонию жизни?
Об этом рассуждали на встрече с читателями писатели Дмитрий Данилов и Сергей Шаргунов. Разговор о тайнах современной прозы не мог не коснуться языка художественной литературы, востребованного временем. Каким он должен быть - "нейтральным" или же "орнаментальным"?
- Это, конечно, крайности, - размышлял Шаргунов. - Мне близка и прозрачная, акварельная проза, и одновременно экспериментаторская, экспрессивная. Но чувствую: проза моя растет из поэзии. Потому порой при редактуре приходится упрощать.
Данилов в свою очередь признался: "Мне всегда были интересны языковые игры. И я с сожалением вижу, что у многих современных авторов угас интерес к этому эксперименту". Но "орнаментальная проза" напоминает ему Юрия Олешу. Такая проза Дмитрию не близка: "Похожа на блюдо, состоящее на 70 процентов из приправ".
"Красные площади" по всей читающей России
80 ярмарок и фестивалей объединят читателей от Архангельска до Благовещенска - этим занимается ассоциация "Читающая Россия". О планах и о предстоящих фестивалях рассказали гендиректор "Экспо-парка" Василий Бычков, замдиректора "Центра развивающих технологий" Ирина Голубева и председатель Комитета по книгораспространению Российского книжного союза Денис Котов. Согласно плану в каждом субъекте страны будет своя большая книжная ярмарка.
Помогло выжить шолоховское крыло
На большом экране Главной сцены фестиваля показали видеообращение Захара Прилепина, автора книги в серии ЖЗЛ - "Шолохов. Незаконный". "Мне помогло выжить шолоховское крыло! - сказал Прилепин. - Для меня Шолохов - это детство с тех времен, когда мне попалась небольшая книжка: отрывок из второго тома "Поднятой целины", где мальчик нашел гранату. С тех пор в моей жизни Шолохов - это все".
Книга "Шолохов. Незаконный" вошла в список финалистов "Большой книги". На Главную сцену вышли оркестр "Мастера России" и ансамбль "Русы". В эти минуты показалось: где-то рядом щедрый и вольный Дон.
Отчего "Красное небо"?
Василий Авченко представил на фестивале новую книгу "Красное небо", вышедшую в редакции Елены Шубиной. "Если это и роман, то роман документальный, - рассказал писатель. Главный герой - военный летчик и литератор Лев Колесников, судьба которого переплетается со многими узловыми событиями XX века. "Почему все-таки "Красное небо"?" - спросили Авченко из зала. Писатель объяснил: с одной стороны, оно отсылает к истории советской авиации, с другой - красное небо может быть закатом, живописным или тревожным. И поскольку речь в книге идет о войне - это, конечно, и цвет опасности.
"Живая классика" и 10 суперфиналистов
На Главной сцене состоялся суперфинал Международного конкурса юных чтецов "Живая классика". Несмотря на проливной дождь, 10 школьников из России, Мексики, США, Эстонии, Сирии и Армении мужественно соревновались за звание лучшего чтеца года.
Российские школьницы Алиса Гусева с рассказом Б. Шергина "Зеркальце" и Дана Ревазова, прочитавшая "Голуби" Тургенева, набрали по 60 баллов из 60 возможных, но первое место в итоге досталось Алисе. "Бронзу" взял Артур Тишков-Робертс с рассказом "День рождения дерева" Ксении Драгунской - у него 59 баллов.
Президент фонда "Живая классика" Марина Смирнова подвела итог: "Мы согревали друг друга как могли. Рада, что мы и в такую непогоду справились". Член жюри Дмитрий Дюжев отметил: "Далеко не все мои коллеги смогут прочитать тексты на том уровне, который показали конкурсанты".
Специальный выпуск журнала "Родина" для учителей и учащихся освобожденного Донбасса - "Пушкин наш. И все!" - был удостоен на Красной площади специального диплома Всероссийского конкурса региональной и краеведческой литературы "Малая Родина-2023".
Встреча с редакцией "Родины" ждет книголюбов и читателей на Малой сцене книжного фестиваля в день рождения Пушкина, во вторник, 6 июня, в 16 часов.