04.06.2023 16:52
Культура

В Казани показали спектакль "Рождение человека" с Мироновым и Урсуляк

Текст:  Олег Корякин
В Казани в Большом концертном зале имени С. Сайдашева показали симфоспектакль "Рождение человека" с участием Евгения Миронова, Александры Урсуляк и камерного оркестра "Солисты Москвы" под управлением Юрия Башмета. Он стал кульминацией масштабного фестиваля "Горький+", проходящего в столице Татарстана со 2 по 4 июня.
/ Пресс-служба Театра Наций
Читать на сайте RG.RU

Постановка представляет собой эксперимент, в котором тексты Максима Горького читают под музыку любимого композитора писателя - Эдварда Грига. Также задействованы русские народные песни. Поставлен спектакль был год назад для фестиваля "Горький в Парке Горького" режиссером Мариной Брусникиной.

"Я предложил ей, давай сделаем какую-то литературную композицию по этапам биографии Горького", - рассказал Евгений Миронов. - Она долго не отвечала. А потом говорит, у меня не получается, он настолько противоречивая фигура. Давай, почитай два рассказа "Страсти-мордасти" и "Рождение человека". Я к своему стыду их не знал, гениальные просто! Ну зачем нам идти по биографии? Вот, где Горький настоящий! Парадокс, но истории про очень сложную жизнь людей сочетаются с музыкой Грига".

Российский артист театра и кино Евгений Миронов

Казанская публика смогла в этом убедиться. При всей кажущейся пестроте состава: актеры, музыканты оркестра и фольклорный коллектив "Комонь" спектакль получился цельным и органичным. Рассказы, которые легли в его основу, созвучные и в то же время, разные по настроению.

В рассказе "Страсти-мордасти" главный герой - мальчик-инвалид, которого растит мать, пьяница и проститутка. Живущий посреди кромешной тьмы ребенок умудряется сохранить абсолютную чистоту. Он любит и ничуть не осуждает мать, с жадностью и восторгом наблюдает за жизнью в грязное оконце, умеет радоваться любой мелочи. И все же при всей силе его духа, очевидно, что мальчик обречен. И это ощущение безысходности, несовершенства мира, казалось бы, должно раздавить зрителя, но здесь на помощь приходит Григ с "космической природой музыки", по определению Евгения Миронова. Она придает рассказу метафизическое измерение, позволяет как бы приподняться над этой историей, взглянуть на эту историю, если угодно "глазами" Бога.

В Казани пройдет фестиваль "Горький+" при участии Евгения Миронова

Рассказ "Рождение человека" лишен этих нот уныния, он жизнеутверждающий, да действие разворачивается не в грязной лачуге, а в живописной осенней Абхазии. Здесь музыка Грига вновь вступает в волшебную реакцию с текстом. Довольно физиологично описанное Горьким появления на свет ребенка обретает масштаб таинства, вселенского чуда.

Особую роль играет в спектакле ансамбль "Комонь". Они вступают, когда тот или иной герой рассказа начинает петь, как бы подхватывая и развивая, лишь обозначенную автором сцену. Но артисты не просто занимаются музыкальной иллюстрацией рассказов, а передают необходимое ощущение русского простора, народной тоски. А в произведениях Грига этого, при всей его гениальности, конечно же, не расслышишь.

Театр Литература Казань