04.06.2023 18:20
Авто

Водителям такси установили время труда и отдыха

Текст:  Владимир Баршев
Российская газета - Федеральный выпуск: №121 (9066)
Водителям такси установили время труда и отдыха. В среднем получается, что у них должен быть 8-часовой рабочий день. Как это скажется на рынке, на стоимости их услуг? А также кто и как будет обеспечивать контроль за всем этим? Корреспонденты "РГ" обсудили это с экспертами.
Время ожидания клиента также входит в рабочее время таксиста, даже если он никуда не едет. / Виктор Васенин
Читать на сайте RG.RU

Итак, постановлением правительства, которое вступит в силу 1 сентября, установлено, что при пятидневном графике смена таксистов должна составлять не более восьми часов в день. Если работать меньше дней, то тогда не больше 10 часов в сутки. Допускается продление работы на два часа для завершения заказа. Но по 12 часов в день можно будет работать не больше трех дней в неделю. Ведь суммарное время работы в неделю не должно превышать 40 часов.

Водитель может разделить рабочее время на части. Однако перерыв между ними в этом случае допускается не позднее чем через пять часов после начала смены. Например, пять часов откатал утром, пять часов отдохнул, и еще пять часов поездок вечером.

Это возможность прихватить, так сказать, самые дорогие часы работы, когда тарифы выше.

В случае превышения норм труда агрегатор такси должен отключать водителя от заказов.

Водителям запретили ездить зимой на летних шинах

У нас нормы режимы труда и отдыха давно установлены для всех водителей коммерческого транспорта - грузовиков и автобусов. Но такси до сих пор было исключением из правил. Хотя давно установлено, что утомляемость - одна из главных причин аварийности.

Так, например, по данным Российского союза автостраховщиков, частота страховых случаев по ОСАГО, в которых виновниками были такси, в 2022 году составила 33%, что почти в семь раз выше, чем частота страховых случаев по ОСАГО в среднем по РФ. То есть каждый третий таксист становится виновником ДТП.

По данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД России в прошлом году отмечено снижение аварийности с участием легковых такси. Количество ДТП сократилось на 10,2% (3324), число погибших - на 14,1% (128), раненых - на 10,7% (4 162). Тяжесть последствий таких происшествий составила 3 процента, что в два с половиной раза ниже, чем у легкового транспорта в целом (7,7).

При этом тяжесть последствий ДТП с участием легкового такси, имеющего соответствующее разрешение, более чем в два раза ниже, чем для легкового такси без такого разрешения. А количество аварий с такси без разрешения в прошлом году выросло на 12,4%.

Водитель может разделить рабочее время на части. Но перерыв между ними допускается не позднее чем через пять часов после начала смены

Как рассказал руководитель Центра компетенций Международного Евразийского форума такси Станислав Швагерус, данные правила предусмотрены новым федеральным законом о такси и приняты в целях его реализации. В нем прописаны продолжительность рабочего времени, порядок его расчета, что входит в рабочее время. Это тот стандарт, который установлен на рынке. В частности, реализацией через систему КИС "АРТ".

Продолжительность рабочего времени 40 часов в неделю соответствует сложившейся ситуации. Она позволяет работать и не перерабатывать. Предусмотрено, что рабочий день может разделяться на время работы и время перерыва. Водитель, сделав перерыв, вполне укладывается в существующие нормативы.

С начала года количество аварий с автомобилями такси и каршеринга выросло на 15 процентов

Проблема данного постановления в том, что оно устанавливает для таксистов-физлиц ведение журнала учета рабочего времени. Каждый такой таксист обязан завести журнал, прошить его, пронумеровать и вносить в него вручную все данные. Либо установить тахограф.

Но эти нормы абсолютно невыполнимы. Как не выполняются сейчас и требования о предрейсовом медосмотре или техосмотре. При существующих технологиях контролировать их соблюдение просто невозможно.

Сами таксисты относятся к фиксации продолжительности своего рабочего времени настороженно. И опасаются, что стоимость поездок вырастет. Кроме того, есть риск, что возрастет число нелегальных такси.

Как рассказал водитель такси Рустам, сейчас он платит за аренду машины 2000 рублей в сутки. Еще около 1500 рублей у него уходит на бензин. Агрегатор сейчас позволяет работать 16 часов, после чего отключает от заказов. Но при этом он берет комиссию 25 процентов. Если работать 12 часов, то удается что-то заработать.

Сейчас работать на свой карман водитель такси начинает только после восьми часов за рулем, если он на арендованной машине

Давайте просто посчитаем. Сейчас водитель такси экономкласса получает около 800 рублей в час. Минус - комиссия агрегатора. Остается 500 рублей. Если работать 8 часов - это будет 4 тысячи рублей. Минус - аренда машины, минус - бензин, и еще надо что-то поесть. И все. Деньги закончились. Работать на свой карман водитель начинает только проведя 8 часов за рулем.

Есть еще одна проблема. Сейчас в Москве все водители должны работать через систему КИС "АРТ". Но эта система позволяет открыть путевку на 12 часов. Без каких-либо перерывов. Возможно к 1 сентябрю ее доработают.

Как вам это?

Артем Флегонтов, таксист, Казань:

- В основном это коснется наших гостей из Средней Азии. Они действительно перерабатывают и пашут по 16 часов в сутки. Местные же таксисты в среднем так и работают по 8-12 часов в сутки. Регулировать это несложно. Агрегатор попросту не даст тебе возможность получать заказы. И пользоваться другим аккаунтом не получится. Уже сейчас во время работы часто приходят сообщения, чтобы я подтвердил свой аккаунт - нужно сфотографировать и отправить свое лицо агрегатору. Так что обойти эту систему будет непросто.

Данные ограничения приведут только к тому, что цены для пассажиров вырастут. Сами таксисты будут зарабатывать либо чуть меньше, либо столько же. А за баранкой проводить немного меньше времени. В принципе, такие ограничения агрегаторы могут вводить уже сейчас, не дожидаясь решения властей. Никто им это делать не мешает.

Максим Говоров, индивидуальный предприниматель, Калининград:

- По собственному опыту могу сказать, что работа на одного агрегатора такси большого дохода не принесет. Как правило, водители лавируют между заказами, "прыгают" от одной компании к другой в течение рабочего дня. Это позволяет увеличить охват и прибыль. Грубо говоря, ничто не мешает таксисту после рабочей смены переключиться за считаные минуты на другого агрегатора и обойти таким образом систему.

А вот невозможность брать новый заказ, пока не выполнил прежний - хорошее нововведение. Оно поможет как водителям, так и пассажирам. Машины в целом будут приезжать быстрее.

Юрий Загорский, таксист, Воронеж:

- Про изменения не слышал пока, диспетчеры не сообщали ничего. Мера правильная против маньяков, которые в погоне за прибылью сутками из-за руля не вылезают и ездят "на автопилоте". Адекватные водители сами планируют свой график так, чтобы не выходить на линию усталыми. Ну и ограничения через агрегаторов неэффективны на 100 процентов. У большинства таксистов-профессионалов есть свои клиенты, с которыми они работают напрямую, без диспетчеров.

Подготовили Антон Валагин (Воронеж), Денис Гонтарь (Калининград), Олег Платонов, (Казань)

Легковые авто Общественный транспорт