Филиалы ГИТИСа, ВГИКа, Щукинского училища будут открыты на Дальнем Востоке в 2025 году. Принято ли уже решение, в каких регионах они будут?
Алексей Чекунков: ВГИК откроется в Хабаровске. Помещение мы подобрали, готовимся его оснащать. В этом году можно запустить отдельные модули, но еще не полноценные курсы. Щукинское училище откроется в Чите. Нашли помещения, но по плану полноценный курс будет в 2025 году, потому что нужно собрать преподавателей. Здесь еще будет такой здоровый импорт талантов на Дальний Восток. За ГИТИС регионы Дальнего Востока еще борются. Дополнительно обсуждаем открытие Гнесинки на Сахалине. Обсуждаем открытие филиала школы-студии МХАТ во Владивостоке.
Я считаю, что в этом и ценность работы по созданию мастер-планов. Вначале была идея о создании трех филиалов, сейчас мы уже говорим о пяти объектах.
Если включить создание киноцентра, который мы обсуждаем с Якутией и так далее, то практически каждый регион Дальнего Востока сейчас всерьез задумался и засучив рукава работает над созданием новых культурных и образовательных пространств, чему тоже помогает программа "Приоритет-2030". Дальний Восток получил очень сильный импульс по культурному и гуманитарному развитию благодаря работе по поручениям президента и председателя правительства по разработке мастер-планов и стратегических инициатив.
Некоторые дальневосточные вузы планировалось перепрофилировать на развитие туризма. Эта работа пройдет в этом году?
Алексей Чекунков: Мы уже несколько проектов вместе с Валерием Николаевичем Фальковым (министром науки и высшего образования РФ. - Ред) заслушали в рамках проекта "Приоритет-2030". Вузы заявляют свои программы развития.
Откровенно скажу, что пока я не удовлетворен темпом, с которым продвигают именно профиль высшего образования в сфере туризма. Видимо, потому что это не так просто. Вузы, скорее всего, просто не привыкли к образованию в сфере туризма, сейчас это уже почти как бизнес-образование. У нас есть преподаватели, ректорский корпус, которые в определенных науках сформировались и готовы преподавать то, что они хорошо знают. Никто из них не получил кандидатскую или докторскую степень в области туризма. Соответственно, программ готовых нет, поэтому это вызов.
Турпоток растет и будет расти еще. Если смотреть на экспорт туристических услуг, то создание профильных программ - бизнес-задача, на которую нужно переориентировать наше образование. Будем этой работой продолжать заниматься. Пока в рамках "Приоритета-2030" среди десятков заслуженных новых программ подготовки именно специалистов в области туризма хорошей программы мы не услышали. Будем продолжать этот диалог.
Стартовал летний туристический сезон. Что может предложить Дальний Восток?
Алексей Чекунков: На территориях опережающего развития и в свободном порту Владивосток реализуется почти 280 проектов в области туризма, объем заявленных инвестиций 140 млрд рублей. География проектов - от Байкала до Чукотки. Узкие места - авиасообщение, потому что еще не до всех мест можно долететь. Здесь, конечно, единая дальневосточная компания - очень серьезнейший катализатор для того, чтобы люди полетели дальше, чем они привыкли летать.
Если раньше можно было только до Петропавловска долететь, то сейчас уже и до Анадыря можно. Есть новые серьезные туристические заявки. Я бы выделил Магадан. У региона уже есть бренд и сильный имидж, в том числе благодаря советскому кино: "Будете у нас на Колыме, милости просим"; "Уж лучше вы к нам". Из шутки это превращается в серьезную заявку. Область сейчас готовит проекты по развитию острова Завьялова, созданию яхтенного центра в Магадане. Да, это суровый северный туризм. Он никогда не будет конкурировать, наверное, в лоб с Сочи, но он будет конкурировать за время людей и за их кошельки.
Когда человек решает, где провести неделю или две недели отпуска, то вся Россия является игровым полем. Мы уже видели, что это удалось той же Мурманской области. И нет никаких причин, почему это не удастся Магадану. Проекты структурированные, у них есть инвесторы, губернатор очень энергично занимается реализацией. Для Магадана в живые цифры турпотока, я думаю, это не в этом году выльется, но тренд есть хороший и сильный.
Приморье, безусловно, традиционно номер один по количеству посещений. Кстати, мы полностью согласовали распределение участков земли на Русском острове с минобороны. Это позволило нам добиться расширения границ ТОР. Это важная история, потому что нам там нужно строить новые объекты. Русский остров - это жемчужина всего Дальнего Востока. И хорошие мирового уровня курортные объекты, парки развлечений, которые запланированы инвесторами, получат зеленый свет в ближайшее время.
Бурятия хорошо двигается. Новый объект на Байкале, инвестор строит фантастический арт-парк. Земельный участок уже выделен. Я думаю, что в масштабе всей Евразии он будет магнитом не только туристическим, но и духовным.
На Курилах реализуются проекты на Онекотане и на Итурупе. От Байкала до Курил создаются новые объекты, которые, я очень рассчитываю, дадут серьезный стимул внутреннему туризму. Не будем турецкие, египетские, тайские пляжи топтать, будем отдыхать на самых красивых местах в мире у нас на Дальнем Востоке.
А какой вы ожидаете турпоток на Дальний Восток по итогу летнего сезона ?
Алексей Чекунков: У нас в 2019 году было 3,7 млн туристов. Я думаю, в 2023 году мы его превысим. Самый большой прирост: это Камчатка и Бурятия. Там практически удвоение турпотока. Это отражает и появление новых гостиниц, и популярность Байкала и Камчатки у людей.
Из-за пандемии у нас было некоторое снижение количества туристических фирм. Если в 2019 году этим направлением на Дальнем Востоке занимались 762 компании, то к 2022 году их осталось менее 600. Это серьезное сокращение, например, в Приморье падение составило 70%, в Хабаровском крае тоже примерно на 70%. Это был удар по отрасли. Сейчас оставшиеся компании переориентируются на внутренний турпоток, поэтому в целом эта тенденция уже выправляется. Мы видим возврат бизнеса. Я думаю, количество туркомпаний вернется к первоначальному уровню к 2024 году.
На форуме "Российская креативная неделя - Дальний Восток", который прошел во Владивостоке, глава Якутии Айсен Николаев заявил, что регион готов провести у себя следующий форум. В каких еще регионах Дальнего Востока может пройти это мероприятие?
Алексей Чекунков: Якутия сделала сильную заявку о желании принять у себя форум в следующем году. Я считаю, что любая столица региона Дальнего Востока в состоянии провести Креативную неделю. Другой вопрос, что конкуренция - это самый здоровый механизм для того, чтобы выявить победителя. Мы будем предлагать организаторам, чтобы Дальневосточная креативная неделя, в отличие от ВЭФ (Восточного экономического форума. - "РГ"), была переходящим кубком. Это будет стимулировать наши регионы проявлять себя в лучшем качестве.
В Якутске в ноябре прошлого года открыли единственный в ДФО креативный кластер "Квартал труда". Какие итоги можно подвести за первые полгода работы? В регионе будет создан следующий кластер?
Алексей Чекунков: В "Квартале труда" уже 70 резидентов. Это, я считаю, неплохо. В планах на ближайшие два года - удвоить численность креативной команды кластера. Там уже занято более 1200 человек. Каждый раз, когда я туда попадаю, то вижу изменения. Там хорошая современная материальная база: экран для съемки кино в виртуальных условиях, уникальная студия звукозаписи, зал для киберспорта и для мобильных игр. Но самое главное, талантливые, энергичные люди.
Кластер стал магнитом для творческих людей, и очевидно, что этого пространства уже недостаточно. Мы обсуждаем вынесение таких тематических сфер, как биотехнопарк и кинопавильон, в отдельные здания. Якутское кино заслуживает своего храма, а не только быть частью "Квартала труда".
В биотехнологиях у Якутии есть тоже определенные заделы. Уже собралась критическая масса стартапов, которые могут быть объединены в отдельный биотехцентр, в единый организм. Поэтому у нас, с одной стороны, "Квартал труда" - сам по себе значимый объект, который пока, к сожалению, не в каждом регионе Дальнего Востока есть. Но подобные пространства предусмотрены практически в каждом городе, для которого создается по поручению президента мастер-план. Это будут пространства, которые собирают малый и средний бизнес, стартапы, креативные отрасли под одной крышей, там они друг друга развивают, обогащают, катализируют и вырастают во что-то большее.
Из наиболее зрелых проектов выделил бы Хабаровск и Владивосток. Интересный сильный проект создания общественного пространства на месте бывших казарм в Благовещенске. В Петропавловске-Камчатском в рамках мастер-плана уже реализуется проект создания креативного центра "Икра". Эти города сегодня чуть впереди.
Дальний Восток экспортирует свои креативные продукты? Есть ли у этого экспорта рост?
Алексей Чекунков: Мы видим даже в наших первых поездках после пандемии, что дальневосточные предприниматели с большим интересом возобновляют общение с иностранными партнерами. По поручению председателя правительства Михаила Мишустина мы проводили бизнес-форум в Китае. Я побывал в трех городах Китая: Шанхае, Пекине и Харбине. Везде были наши дальневосточники-предприниматели, которые создавали новые партнерские связи, открывали для себя новые рынки. Сейчас идет активная переориентация на Восток экспортных товаров, которые раньше продавались на Запад.
Даже если мы говорим про экспорт краба, нужно создавать многолетнее долгосрочное партнерство, потому что целевой рынок большой. Чтобы на нем достойно быть представленным, нужно, во-первых, построить логистические цепочки. Во-вторых, нужно активно заниматься маркетингом: рассказать о продукте и убедить его приобрести. В-третьих, найти сильных партнеров, вместе с которыми можно заниматься дистрибуцией, продвижением и эффективно работать. Эта работа сейчас самым активным образом идет по целому ряду отраслей, но все-таки поле еще непаханое.
По тем же дикоросам, по разным косвенным признакам мы знаем, что ягоды, кедровый орех - это популярные товары дальневосточного экспорта, которые уходят, скажем так, на юго-восток. Отрасль не вся еще в белой зоне. И не все дикоросы перерабатываются, нужно увеличивать добавочную стоимость.
Мы с Якутией обсуждали возможность эту работу организовать на качественно новом уровне, то есть создавать централизованные центры сбора дикоросов, холодильники. В советское время, например, была кооперация "Потребсоюза". Мы над этим проектом работаем уже не первый год, разные к нам приходили инициаторы, но процесс сдерживался закрытостью основного рынка. Потому что если такое организовывать, то нужно, например, построить новый склад, а это кредит. Как правило, чтобы такое дело сделать, нужно годами ждать, когда такой бизнес окупится.
Сейчас рынок открыт, а значит, движение можно начинать, мы эту работу активизируем с целью максимально монетизировать эти возможности Дальнего Востока. В итоге дать людям дополнительные доходы и налоги для бюджета.
Вы говорите о сборе дикоросов бизнесом или сельскими жителями?
Алексей Чекунков: Сбор для личного использования. Все жители России могут свободно собирать грибы и ягоды для себя, а излишки продавать. Но предприниматели должны в таком случае построить пункты сбора, хранения, упаковки, выстроить логистические цепочки. При необходимости арендовать или приобрести контейнеры, транспорт. Это целая история. Задача номер один для государства - это ускорить процедуры пограничного контроля. Сейчас это боль в острой фазе. Я бы сказал, что и с нашей, и с китайской стороны очень много жалоб на то, что никакой экспорт у нас не получится, если мы грузы будем у себя на границе, простите, душить. Потому что тот же краб или свежая ягода не могут ждать неделями, пока их вдоль и поперек изучат рентгеновским способом и другими инвазивными методами. Здесь нужно найти баланс между риском и доходом для государства. Соответствующее совещание запланировано в правительстве Российской Федерации. Будем эти процедуры упрощать.
Вы сказали про более активные поставки краба в Китай. Речь идет про того краба, которого ловят на западе страны?
Алексей Чекунков: Исторически те цепочки сбыта, которые были налажены за последние 30 лет, всё равно смотрели на Запад. Наш краб отправлялся в большей степени в Америку. Проще было замораживать фаланги и их продавать. Особенность китайского рынка в том, что они с фалангами не едят. У них спрос как раз на живого краба. Окно доставки такой продукции не может превышать семи дней.
Уже есть технологии: крабов держат в аквариумах, обновляют воду, вплоть до организации циркуляции морской воды. Я нахожусь под впечатлением от усилий и изобретательности русского бизнеса, который, адаптируясь к новым условиям, изобретает новые способы транспортировки живого краба.
Вижу, что это получается, этот экспорт начинается. Я вижу интерес у серьезных китайских компаний, которые хотят на десятилетия вперед занять эту нишу, стать для нас партнером, каналом сбыта и эту традицию, скажем так, развивать. Поэтому считаю, что замещение идет успешно.
Не обсуждается ли сейчас возвращение туристического кешбэка для регионов Дальнего Востока и Арктики?
Алексей Чекунков: Для нас самое главное, чтобы любая прямая мера поддержки - такая как кешбэк - делала более доступным отдых для людей, а не только увеличивала маржу посредников. Здесь важнейшая прямая норма - это субсидированные авиаперелеты, которые у нас существуют, и плоский тариф, который позволяют людям летать на Дальний Восток дешевле. И это те системные льготы, которые предоставляют наш преференциальный режим бизнесу. Особенно социальные налоги на зарплаты, потому что платить 7,6% это не то же самое, что платить 30%. И для бизнеса эта льгота прогнозируемая. Он знает, что 10 лет будет платить в четыре раза ниже налоги на зарплату.
Кешбэк - это была хорошая мера для того, чтобы взбодрить туристов и убедить людей отдыхать внутри России. Сейчас мы уже видим, что часто спрос превышает предложение. Здесь, я считаю, важнее системно поддерживать более быстрое создание новых гостиниц и курортов. Я, скажем так, за стратегические меры поддержки. Они важнее, чем тактические.