07.06.2023 06:00
В мире

Железная дорога в Кара-Кече ускорит развитие областей Кыргызстана

Протяженность железной дороги в Кара-Кече увеличат в четыре раза
Текст:  Данияр Каримов (Бишкек)
Российская газета - Экономика Кыргызстана: №123 (9068)
Первый этап строительства железной дороги в Кара-Кече может быть завершен в течение ближайших трех лет. Как сообщают официальные источники, до конца 2023 года в республике планируют выполнить 30 процентов работ, предусмотренных в рамках текущей фазы инфраструктурного проекта.
Читать на сайте RG.RU

Тема строительства железной дороги Балыкчы - Кочкор - Кара-Кече обсуждалась на совещании в правительстве КР под председательством зампредседателя кабинета министров Бакыта Торобаева.

- Проект стратегический, - напомнил он. - Его реализация - одна из приоритетных задач государства и находится на особом контроле у президента страны.

В Кыргызстане началось строительство двух крупных предприятий

Строительством новой ветки занимается госпредприятие "Кыргыз темир жолу" (КТЖ - "Кыргызские железные дороги"). По словам генерального директора КТЖ Азамата Сакиева, в текущем году планируется проложить 15 километров магистрали, что в три раза больше, чем удалось сделать в 2022-м. Относительно скромные результаты объясняются тем, что реализация проекта осуществляется собственными силами компании, а сама дорога прокладывается в горной местности со сложным рельефом.

В целом в рамках первого этапа планируется построить 63 километра дороги. Этот участок свяжет город Балыкчы на северо-западном берегу Иссык-Куля с административным центром Кочкорского района Нарынской области. Общая же протяженность магистрали составит чуть менее 190 километров. Ветка дотянется до крупного угольного разреза Кара-Кече.

- Данный стратегический проект заложит основу для нового железнодорожного узла и развития Иссык-Кульской и Нарынской областей, - подчеркнули в КТЖ. - В перспективе эта ветка создаст широкие возможности для социально-экономического развития всего Центрально-Азиатского региона.

По данным КТЖ, проект строительства железнодорожной магистрали реализуется в рамках комплексной инвестиционной инициативы. Последняя включает в себя возведение теплоэлектростанции совокупной мощностью 1,2 мегаватт и разработку буроугольных месторождений Кара-Кече и Мин-Куш (участок Ак-Улак).

Дорога Балыкчы - Кочкор - Кара Кече, как надеются в КТЖ, станет частью внутреннего кольца, идеей создания которого официальный Бишкек свыше десяти лет с переменным успехом пытался заинтересовать китайских партнеров. С ним, в частности, власти республики связывали возможность реализации более масштабного инфраструктурного проекта, который поддерживает КНР. Речь идет о проектируемой транзитной железнодорожной магистрали Китай - Кыргызстан - Узбекистан. С ней, по данным КТЖ, и соединится в будущем ветка, которую тянут от Балыкчы.

Плата за проезд через тоннели на трассе Бишкек - Ош увеличится

Поддержку в строительстве стратегически важной железнодорожной ветки окажет Россия. Полгода назад КТЖ на полях Бишкекского инвестиционного саммита заключил соответствующий меморандум с Российским экспортным центром и "РЖД Интернешнл". В середине апреля текущего года в Кыргызстане побывала делегация упомянутых компаний. Стороны обсудили вопросы совместного проектирования магистрали, оснащения ее сопутствующими системами дистанционного управления, проведения полевых проектно-изыскательских работ на маршруте.

- Техническая группа, состоящая из представителей "Кыргыз темир жолу" и "РЖД - Интернешнл", провела выездной осмотр строительства железной дороги, - сообщили в КТЖ.

Досье "РГ"

Строительство железной дороги Балыкчы - Кочкор - Кара-Кече обсуждалось в Кыргызстане с 1990-х годов. Однако к практической реализации проекта республика приступила только весной прошлого года. Старт строительным работам дал президент Садыр Жапаров. Официальная церемония запуска прокладки новой магистрали состоялась 31 марта 2022 года. С наступлением холодов работы были временно приостановлены. С улучшением погодных условий - весной текущего года - прокладка дороги возобновилась.

Проект разделен на два этапа. Второй и самый важный свяжет Балыкчы, к которому проложена действующая ветка железной дороги из Бишкека, с месторождением Кара-Кече. Большая часть маршрута проходит по участкам на значительной высоте.

Завершение проекта, как ожидается, приведет к мультипликативному эффекту для экономики Кыргызстана. После ввода магистрали в эксплуатацию снизятся затраты на транспортировку угля, в том числе на крупнейший энергообъект севера Кыргызстана - ТЭЦ Бишкека. Заодно новая железная дорога позволит более интенсивно развиваться и самой Нарынской области. Предполагается, что с открытием дороги в горном регионе появятся новые промышленные предприятия и туристические объекты, будут созданы рабочие места.

Кыргызстан