О том, как этого добиться и какую помощь ждут производители, корреспонденты "РГ" говорили с предпринимателями.
Малые и средние предприятия этого сегмента теперь могут претендовать на субсидии, бюджетные инвестиции, государственные и муниципальные гарантии. Раньше вместо субсидий уральское предприятие по производству минеральной воды иногда пользовалось коммерческими лизинговыми и кредитными программами. Хотя, признаются в компании, получая деньги от государства на выгодных условиях, они смогли бы модернизировать оборудование для розлива воды, обновить парк автомобилей. "Конечно, сразу после модернизации цена на продукцию могла бы как снизиться, так и повыситься, - не скрывает гендиректор предприятия Владимир Пантюхин. - Но в конечном итоге, новое оборудование снизит себестоимость продукции".
Кстати, у гендиректора есть версия, почему государство решило поддержать производителей минералки. С 2021 года ввели обязательную маркировку упакованной воды, в том числе минеральной. Уже полтора года производители платят 60 копеек с каждой бутылки любого объема в Центр развития перспективных технологий, плюс вынуждены были закупить оборудование для наклейки марок-кодов.
"Те, кто занимался производством поддельных товаров, разливал по подвалам, они ушли с рынка, - поясняет Владимир Пантюхин. - Мы избавились от недобросовестных конкурентов, но понесли дополнительные расходы. Теперь государство издало закон, чтобы нас поддержать. Если реально удастся получить поддержку без сложных требований, мы ею обязательно воспользуемся".
Рассчитывают на господдержку и на заводе в Железноводске: "Нам хотелось бы каких-либо интересных субсидий на развитие. Сейчас трудно работать из-за сложившихся финансовых условий. Многие поставщики уходят из России, на их место приходят другие, с которыми приходится выстраивать отношения". В первую очередь важна помощь государства на приобретение производственных линий: раньше их покупали на Западе. Сейчас, когда многие поставщики ушли из страны, остаются альтернативные варианты, которые не всегда дотягивают по качеству.
Также, отмечают на заводе, нужно пополнять оборотные средства предприятий. И здесь как раз понадобятся дешевые кредиты.
Владелец крымской фирмы Сергей Дзюба отмечает, что есть еще несколько основных пунктов, которые осложняют производителям работу, а покупателям удорожают корзину. "Ценник на минералку в магазинах поднимается не только за счет самой воды. Удорожание происходит и из-за роста сопутствующих расходов: на стеклянные бутылки, крошку для ПЭТ-бутылок, транспортные издержки и прочее, - говорит Дзюба. - В первую очередь хотелось бы, чтобы стало дешевле доставлять воду потребителям. И потом - крошку для ПЭТ-бутылок в основном доставляют нам из-за рубежа, и удорожание объяснимо. То, почему стеклянные бутылки настолько выросли в цене, необъяснимо".
Что касается непосредственно той господдержки, путь к которой открыл вступающий сегодня в силу закон, то опрошенные "РГ" предприниматели готовы ею воспользоваться. При одном условии: если в регионах она будет организована без излишних бюрократических условий. Надежда на это есть. На региональном уровне льготные микрозаймы и поручительства предоставляют местные фонды, а сама работа по развитию и поддержке бизнеса организована в рамках нацпроекта "Малое и среднее предпринимательство". Так что отработанные схемы есть.