"Говоря о патентовании, необходимо отметить, что это обоюдоострый инструмент. Значение здесь имеет не только количество подаваемых и одобряемых заявок на патенты, но и качество самих заявок и патентуемых решений, - подчеркнула директор Международного научно-образовательного центра сравнительного правоведения Московского регионального отделения Ассоциации юристов России Мария Егорова. - В этой связи усилия по созданию дополнительного фильтра для заявок на патенты не с тем, чтобы остановить изобретательскую активность, а с тем, чтобы повысить качество заявок, видятся вполне оправданными. В перспективе это позволит улучшить патентный ландшафт, снизить риски патентного троллинга и повысить долю патентов, решения из которых действительно внедряются в производство".
Как рассказывают эксперты, за 2020 год, до отмены беспошлинного патентования, лидерами среди заявителей на патенты и полезные модели были физические лица. За год один гражданин мог подать более 2 тысяч заявок, а внедрялось менее 0,2 процентов. Но 30 октября 2021 года вступили в силу ограничения. После нововведений количество заявок от физических лиц снизилось почти на 37 процентов.
"Не исключено и то, что с учетом внешнеэкономических факторов патентование сильнее смещается в сторону корпоративного сектора, который финансирует только реально экономически перспективные разработки, стремясь к максимально эффективному расходованию собственных бюджетов, - полагает Мария Егорова. - Соответственно, идеи, которые по оценкам аналитиков компании не будут иметь коммерческий успех или его оцифрованные показатели не удовлетворяют компанию, с точки зрения ее стратегии развития, такие идеи просто не получают "зеленый свет" и финансирование".
В свою очередь, заместитель председателя Совета ТПП РФ по интеллектуальной собственности Руслан Мальков отмечает, что при оценке патентной активности следует принимать во внимание не только количество поданных заявок и полученных патентов, но и количество патентов, внедренных в производство. "Только такие патенты могут дать реальный положительный экономический эффект, - говорит он. - Кроме того, в отношении не каждой заявки выдается патент. Выдаче патента предшествует проведение экспертизы, в ходе которой устанавливается соответствие заявки требованиям патентоспособности. Тщательная подготовка заявки автором ведет его к получению патента. Процедурой беспошлинного патентования могли воспользоваться исключительно физические лица. Учитывая человеческие возможности, затруднительно говорить о том, что один автор способен надлежащим образом подготовить несколько сотен или тысяч заявок. Законодатель не исключил возможность беспошлинной подачи заявки, а установил разумное ограничение в 10 заявок, подаваемых в течение одного года. Снижение количества заявок, поданных физическими лицами, фактически привело к улучшению качества подготовки заявок, что положительно отразится на количестве выдаваемых патентов и их дальнейшей коммерциализации".
Эксперты также отмечают высокую скорость работы Роспатента, что дает возможность в настоящее время быстрее применить в производстве собственную защищенную разработку. Внедрение цифровых решений и искусственного интеллекта, позволяющих экономить огромное количество времени экспертов на анализе литературы и баз данных, позволило российскому ведомству сократить и сохранить на том же уровне средний срок выдачи патентов на изобретения до 4 месяцев. В европейских и азиатских странах рассмотрение заявки может длиться 1,5 года и более.