10.06.2023 10:04
Digital

Потерявшийся спутник: почему перестает работать навигация в городах?

Текст:  Олег Капранов
Сбои в работе систем навигации, вызванные усилением мер безопасности в крупных городах, создают затруднения для работы самых разных сервисов - от служб такси до доставки продуктов. Стоит ли нам распрощаться с доступностью геолокации или это то, что поддается корректировке?
Потерявшийся спутник: почему перестает работать навигация в городах? / iStock
Читать на сайте RG.RU

На сегодняшний день в мире существует целый набор навигационных систем: глобальные европейская Galileo и китайская Beidou, а также региональные французская DORIS, японская QZSS и индийская IRNSS, но самыми значимыми является американская GPS и российская ГЛОНАСС. В первую очередь за счет числа спутников на орбите и той территории, которую они покрывают навигацией высокой точности. При этом за счет большего числа орбитальных плоскостей (три против шести у GPS) и большего числа спутников (двадцать пять против тридцати двух у GPS) точность работы американской системы несколько выше. В среднем погрешность измерения ГЛОНАСС составляет 4−6 м, погрешность у GPS от 2 до 4 м. При этом в странах, где установлены наземные станции GPS - в США, Канаде, Китае и Японии - отклонение не превышает 1−2 м.

Но для работы пользовательских сервисов, таких как службы доставки, каршеринги или фитнес-браслеты, все эти системы одинаково приемлемы. При этом большинство современных устройств, таких как iPhone, умеют работать со всеми системами навигации одновременно. Если зайти на страницу любого смартфона Apple старше 2010 года, то можно увидеть информацию о поддержке всех навигационных систем. Именно в 2010 году компания Qualcomm выпустила первые в мире чипы, поддерживающие работу GPS, ГЛОНАСС и других систем. Следом такой чип выпустила и Broadcom.

При этом даже в нынешних условиях не идет речь о том, чтобы удалить поддержку российской навигационной системы или ограничить доступ России к навигации GPS, отмечает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

"Такие опасения были год назад. Но выгнать нас из этих чипов достаточно сложно, да и мы можем многое отключить в ответ. Поэтому даже в новых чипах поддержка ГЛОНАСС сохраняется", - отмечает эксперт.

Так почему же перестает работать навигация?

Для начала навигация может переставать работать по-разному. Давно известный москвичам сценарий, когда при нахождении в центре города навигатор внезапно показывал, что вы находитесь в аэропорту Внуково, в Минске или даже в Северном море. Так работают системы, подменяющие сигнал службы навигации. "Для этого на земле ставятся специальные передатчики. Работает с это гражданским сигналом, который передается в незашифрованном виде", - поясняет собеседник "РГ" в компании, разрабатывающей навигационное оборудование.

При этом, говорит Муртазин, крупные компании, такие как "Яндекс", работают над тем, чтобы отслеживать такие явления и корректировать их. "Если вдруг произошло резкое смещение координат, они могут корректировать это в софте. Они работают над этим, хотя практических результатов пока нет. Идея в том, что они контролируют обе стороны сервиса, и если машина такси или каршеринга внезапном резко перемещается хотя бы на 100-150 метров, то это значит что работает глушилка и на уровне сервисов они могут передать альманах с координатами спутников и скорректировать расположение. Ну а те, кто использует, условно, дроны, сделать так не смогут", - поясняет он.

Второй сценарий предполагает глушение на уровне радиочастот, используемых системами навигации. Обычно это выглядит так, что во время движения навигатор перестает перемещаться по маршруту и "теряется". Обычно такое глушение работает по GPS-навигации. И оно, в силу того, что помехи распространяет передатчик, очень локально, поясняет Муртазин. "То есть это не может работать на всей территории России. Если проводить аналогию, то можно вспомнить, как во времена Советского Союза глушили различные зарубежные "голоса". Все зависело от мощности передатчика и глушилки", - говорит эксперт.

При этом принципиальное отличие современных гаджетов от радиоприемников из 70-х в том, что они работают с разными системами навигации. И если используемая по умолчанию GPS-навигация перестает работать, то система начинает искать другие спутники. Это может занять примерно пять минут - то самое время, когда навигатор выглядит "потерявшимся". За это время происходит так называемый "холодный" старт и гаджет обнаруживает спутники ГЛОНАСС или китайской Beidou. Кроме того, как например поясняют в "Яндексе", пользовательские устройства могут так же ориентироваться на информацию от наземных источников - точек доступа Wi-Fi или вышек сотовой связи.

Так что если даже и возникнет необходимость отключить GPS над территорией России, то на работе пользовательских устройств и сервисов это скажется минимальным образом. Пострадать могут только либо очень старые, либо очень дешевые гаджеты. В них как правило заложена поддержка только GPS. При этом вероятность такого отключения очень невелика, полагает Роман Гусаров, главный редактор портала Avia.ru. По мнению Гусарова, можно отключить часть спутников, которые располагаются над Россией, но это исказит данные о местоположении и нарушит работу в прилегающих к России странах.

Это затруднительно еще и потому, что спутники GPS не стационарны, а значит - придется отключать спутники в момент пролета над Россией. Ко всему прочему, это оставит без GPS и соседние страны, такие как Китай и Индия, а значит вряд ли это кто-то всерьез решится сделать.

Технологии Интернет Связь Сервисы