Шоу "Внутри" задумано как погружение в темные глубины души, откуда зритель вместе с артистами должен вынырнуть к свету. В первой части (Knotted, то есть "Завязанный") хореограф нагнетает напряжение, метафорически показывая, сколь нервным, злым, раздражительным и властным может быть человек. На сцене полутьма и дым, на заднике - черные доски, за которыми зловеще горит пламя. Прямой агрессии или насилия в танце нет, но за счет резких движений артисты создают общую атмосферу тлеющего конфликта, неуравновешенности, которая может возникать как в отношениях между мужчинами и женщинами, так и внутри каждой личности.
Вторая часть (Unwrapped - "Развернутый") посвящена поискам выхода, баланса. Она пронизана солнцем и верой в человека, в то, что он способен настроиться на мирный лад, обрести вдохновение и стать творцом чего-то прекрасного. Головы артистов здесь поначалу замотаны платками, как у мумий, но по мере развития действия они открывают лица. Адити читает текст, переведен в программке к спектаклю как стихотворение в прозе: "…Внутри нас лежат все сады и рощи, внутри нас рождается творение. Внутри нас лежат семь океанов, внутри нас галактика звезд. Внутри нас драгоценные жемчужины, и внутри нас же их оценщик…"
Адити Мангалдас и молодые солисты ее танцевальной компании движутся с невероятной скоростью, поражают отточенностью жестов и поз. Однако главное здесь не техничность или грациозность, а искусство передавать эмоции, не "бросая" их напрямую в зрителя, оставляя за ним право быть отстраненным, но не равнодушным. Иными словами, изображение страстей на сцене не заставляет те же страсти всколыхнуться в публике.
- В первой части вы видите современный танец на основе движений катхака - но не то, что принято называть контемпорари. Музыка звучит в записи (электронная и сыгранная на виолончели, барабанах табла и пакхавадж. - "РГ"). Она мрачная, выводящая из равновесия, раздражающая. Я хочу задеть аудиторию, заставить задуматься. Вторая часть медленная, там музыканты играют вживую - на табла и саранги (струнный инструмент, звучание которого близко человеческому голосу. - "РГ"). А мы исполняем традиционный катхак - с колокольчиками, которые навешиваются на одежду и звенят в такт дыханию, - пояснила хореограф, которая выступает на сцене в главной партии.
В работе над спектаклем важную роль сыграло размышление над природой зла. По словам Адими Мангалдас, начав ставить историю о взаимоотношениях полов, она узнала об ужасном инциденте в Дели - групповом изнасиловании студентки. Это была очень резонансная история, о ней много писали и за пределами Индии: над девушкой надругалось шестеро мужчин, один из которых был несовершеннолетним, позже она скончалась.
- Артист не может жить в вакууме, он должен дышать тем, что происходит кругом. Мы думали - откуда такая жестокость в 16-летнем парне? И пытались исследовать соотношение дикости и человечности внутри нас. Танцоры должны были открыть в себе корни насилия - и затем дать выход своей человечности, - рассказала Адити. - Мой ассистент предлагал закончить спектакль на самом драматичном моменте, а я решила еще продлить действие, чтобы все-таки утвердить веру в гуманизм. Меня вдохновляла фраза философа Джидду Кришнамурти: "Чтобы понять себя, вам нужно создать зеркало, точно отражающее то, что вы собой представляете… Только в точном понимании себя есть свобода". Поэтому ключевыми метафорами в финальной части стали закрытое лицо и жест, обозначающий зеркало.
Система символов катхака, которую использует и развивает индийский хореограф, складывалась на протяжении столетий. Первоначально это был храмовый танец странствующих сказителей. Большое значение в нем имела мимика, жесты были простыми - например, изображали полет или дерево. Когда на север Индии пришла династия Моголов, танец переместился во дворцы, стал формой развлечения, сделался более динамичным и сложным. Для катхака характерны стремительные пируэты и затейливый ритм, который выбивается ногами.
- Это единственный вид танца в Индии, который объединяет индуистскую и исламскую культуры. Во времена британского колониального владычества его не слишком одобряли. А после провозглашения независимости он стал классикой, - отметила Адити Мангалдас.
В каждом штате своя разновидность катхака. Конечно, он менее популярен, чем эстрадный стиль болливуд. Пока это скорее элитарный вид искусства. Но его все больше преподают в школах и колледжах, продвигают в деревнях. А такие хореографы, как Мангалдас, пытаются проторить катхаку дорогу в будущее.
Дискуссии о том, в какой форме традиционная культура может существовать сегодня, ведутся во всем мире. Индия - не исключение.
- Принято волноваться, не потеряем ли мы аутентичность. Но что это такое?.. Допустим, катхак никогда не танцевали женщины. То есть мы с моими коллегами-танцовщицами уже не аутентичны. Насколько нужно углубляться в историю, чтобы найти ту форму традиции, которую мы будем сохранять? - рассуждает Адити Мангалдас. - Для меня традиция - это непрерывная река, которая вбирает то, что находится вокруг. Если она протекает через лес - в ней одна вода, если по городу - другая… Строго говоря, сохранить традицию можно только заперев ее в музее под стеклом. Но это будет гроб. А мы живые люди! У нас живое искусство, и каждый из нас должен к нему что-то добавить, чтобы оно имело будущее. Художник должен дышать воздухом сегодняшнего дня.