14.06.2023 17:15
Авто

Пассажиров такси застрахуют в обязательном порядке: сколько можно будет получить при ДТП

Текст:  Владимир Баршев
Российская газета - Федеральный выпуск: №129 (9074)
Пассажиры такси будут застрахованы на случай причинения ущерба жизни или здоровью. Соответствующий законопроект Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях. Если его утвердит Совет Федерации и подпишет президент, то закон вступит в силу с 1 сентября 2024 года. Да, он такого отложенного действия, чтобы все структуры - и страховщики, и таксопарки - пришли к единому технологическому решению. Таксисты - против. Защитники прав пассажиров - только за. Страховщики считают, что это не будет высокой финансовой нагрузкой ни для таксопарков, ни для пассажиров. Однако споры продолжаются.
Таксопарки будут страховать ответственность своих водителей перед пассажирами. Но в 2024 году. / PhotoXPress
Читать на сайте RG.RU

Главные аргументы "за" приводят страховщики и защитники прав пассажиров. Дело в том, что пострадавшие в аварии пассажиры такси получают, если им это удается, минимальные выплаты. По ОСАГО - максимум 500 тысяч рублей. А в гражданском порядке получение выплаты потребует годы судебных разбирательств.

Правовые аспекты эксплуатации транспорта эксперты "РГ" разъясняют в рубрике "Юрконсультация"

По словам правозащитника в сфере легкового такси Елены Гращенковой, закон об обязательном страховании пассажиров такси (ОСГОП) должен быть принят незамедлительно.

В России 60 миллионов пассажиров такси. Это почти половина населения страны. И эти люди защищены кое-как, в отличие от пассажиров другого общественного транспорта. Получается чудовищный перекос. Платят за услугу они гораздо больше, чем в автобусе, но в случае инцидента получают денег в 4 раза меньше. Или вообще ничего не получают.

Депутат Госдумы Дмитрий Гусев: Такси сегодня сталкивается с серьезнейшими вызовами

- Наши оппоненты высказывают аргументы против принятия закона, и эти аргументы не выдерживают никакой критики, - говорит Елена Гращенкова. - Пассажир такси защищен добровольным страхованием агрегатора на 2 миллиона рублей. Но агрегатор не является единственным в стране организатором перевозки. У нас огромное количество парков и самозанятых, которые могут прекрасно существовать без агрегатора, но пассажир вынужден пользоваться услугами агрегатора из-за большой страховки. Это и пассажира ограничивает в выборе, и конкуренцию.

Необходимо слезть с иглы большой страховки агрегатора. Пассажир имеет право пользоваться такси где угодно, брать от борта и при этом быть хорошо защищенным. Чем такая страховка обернется для потребителей? На сколько подорожает поездка, а также нагрузка на бизнес?

В России 60 миллионов пассажиров такси. Это почти половина населения страны. И они защищены кое-как

Как сообщает Всероссийский союз страховщиков, средняя стоимость полиса ОСГОП для такси составит около 2,5-3 тысяч рублей в год. В пересчете на поездку это составит около 50 копеек. При этом полис будет предоставлять защиту пассажиру такси на 2 миллиона рублей. Кроме того, поскольку закон об ОСГОП нацелен на защиту интересов пассажиров, он предполагает достаточно простой перечень документов для получения выплат. К сожалению, на сегодняшний день такси - достаточно опасный вид транспорта: частота страховых случаев по ОСАГО у такси в 7 раз превышает среднюю по стране. Дополнительная финансовая защита пассажиров такси, конечно, не решит проблему высокой аварийности, но, по крайней мере, даст дополнительные возможности пассажиру поправить здоровье.

Надо понимать, что в случае аварии по вине другого водителя - не таксиста, получить выплату пострадавшему будет нелегко. Ему потребуется установить виновника и вытребовать возмещение именно от него. Либо от РСА. Союз выплачивает по здоровью и жизни, если виновник незастрахован по ОСАГО.

Но разница в четыре раза между выплатой по ОСАГО или по ОСГОП - довольно существенная. Кроме того, по ОСГОП пострадавший пассажир получит выплату в любом ДТП с таксистом. А по аварии, в которой виноват другой водитель, пассажиру придется через суд устанавливать вину водителя. В общем, это уже судебная разборка.

Пассажиры такси платят за поездку гораздо больше, чем пассажиры автобуса. Но в случае аварии получают возмещение ущерба в четыре раза меньше

Однако, по мнению Общественного совета по развитию такси, такой подход к проблеме недопустим. Дело в том, что, да, по статистике РСА, количество аварий с такси высоко. Но количество аварий с пострадавшими сократилось и продолжает снижаться.

В Госдуму внесен законопроект о знаке "Беременная" и бесплатной парковке для будущих мам

Как говорится в письме Общественного совета, которое было отправлено в Госдуму, 99,990009% всех поездок в "Яндекс.Такси" проходят без происшествий. В 2022 году доля поездок, в которых случились ДТП с пострадавшими, снизилась на 11% год к году. От числа всех поездок в "Яндекс.Такси" это 0,00066%, или примерно одно ДТП на миллион километров пути. При этом средняя выплата по страховым случаям за вред, причиненный жизни и здоровью пассажиров, составляет 131 957 рублей, что с запасом укладывается в соответствующий лимит по договору ОСАГО.

Как сообщил "РГ" руководитель Центра компетенций Международного Евразийского форума такси Станислав Швагерус, высокая аварийность, по статистике РСА, считается по простым авариям без пострадавших. Но, по данным ГИБДД, количество аварий с такси, в которых пострадали люди, не просто резко снизилось, но и по общим факторам ниже, чем любые аварии с легковыми машинами. Таким образом, единичные случаи причинения вреда в результате аварии не могут быть поводом для накладывания дополнительной ответственности на таксистов, считает эксперт.

Комментарий

Президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" Александр Калинин:

- Во время пандемии и санкций с правительством мы отработали вопрос о том, что если создается какое-то требование бизнесу, то необходимо оценить - сколько это будет стоить. Когда такие инициативы вносятся, следует посчитать, во сколько это обойдется бизнесу? В какие суммы? Кто за это заплатит? Ответ прост - заплатит за это российский потребитель, который будет на этом такси ездить.

Когда проводятся такие масштабные изменения в регуляторике, все должно быть просчитано. Не следует руководствоваться чистым популизмом.

Как это повлияет на стоимость поездки? Очень многое зависит от деталей - суммы покрытий страховых рисков, что к ним будет отнесено. У меня нет таких цифр, а те, кто продвигают такой закон, обязаны это посчитать и вместе с законопроектом предоставить расчет, во сколько это обойдется бюджету Российской Федерации, бизнесу и гражданам.

Подготовила Екатерина Свинова

ПДД