Однако дело не только в возвращении людей к привычному образу жизни, но и в новых маршрутах, сервисах и повышении качества обслуживания. О клиентоориентированной работе компании "РГ" рассказал ее генеральный директор Артем Мирон.
Артем Сергеевич, сохраняется ли тенденция к росту перевозок в 2023 году?
Артем Мирон: Да, мы отмечаем хорошую динамику по всем направлениям. За пять месяцев пассажиропоток по Санкт-Петербургу в сравнении с таким же периодом 2022 года вырос на 13,2 процента, по Ленобласти - на 8,5, по Новгородской области - на 10 процентов, по Карелии - на 64,8, по Мурманской области - на 24,3 процента. Уже в мае мы побили рекорд пяти месяцев самого успешного для нас 2019 года: отправили пассажиров на 7,7 процента больше. При этом значительную долю билетов реализуем с использованием цифровых технологий: с помощью терминалов (29 процентов), приложений "РЖД Пассажирам" ( 11), "Яндекс. Электрички" (2 процента) и других сервисов.
Рост транспортной активности обусловлен как увеличением "рабочего" пассажиропотока в связи с активным жилищным строительством, так и развитием туристических продуктов компании. Безусловно, приносят результат и наши усилия по обеспечению комфортного транспортного сообщения.
С 22 мая вы запустили тактовое движение в часы пик уже по второму маршруту: Санкт-Петербург - Ораниенбаум. Расскажите, пожалуйста, о работе в этом направлении. Планируется ли расширять "такт" и дальше?
Артем Мирон: Мы взаимодействуем с комитетом по транспорту Санкт-Петербурга и Октябрьской железной дорогой. Определили максимально возможную частоту движения поездов на Балтийском направлении в утренние и вечерние часы пик. В итоге дополнительно назначили шесть поездов. Теперь на участке Санкт-Петербург - Ораниенбаум в это время курсируют 35 пар электричек с 15-минутным интервалом движения.
Этот проект стал продолжением запуска тактового движения на Витебском направлении в декабре 2022 года. Дополнительные 17 поездов на участке Санкт-Петербург - Павловск позволили сократить интервал движения в часы пик до 10 минут. В 2023 году уже фиксируем рост пассажиропотока на 16 процентов в сравнении с тем же периодом 2022 года.
Сегодня пригородная электричка - самый быстрый способ добраться от дома до работы и обратно без ожидания в пробках. Зная, что есть установленный интервал движения, пассажир легко просчитает отправление следующего поезда. Причем на электропоезде он доберется, например, из Санкт-Петербурга до Ораниенбаума за 53 минуты. Тот же путь на метро и автобусе займет полтора часа, и это если не будет пробок. По нашим прогнозам, тактовое движение увеличит пассажиропоток еще на 16-18 процентов. Совместно с комитетом по транспорту Санкт-Петербурга рассматривается возможность запуска "такта" до Сестрорецка и Красного Села.
Ваша компания также участвует в интеграции пригородного железнодорожного транспорта и городского пассажирского. Как это реализуется, какие возможности появляются у пассажиров?
Артем Мирон: Во взаимодействии с городским комитетом по транспорту прорабатывается возможность технической интеграции транспортных систем, в результате которой пассажир сможет передвигаться по маршруту, как говорится, бесшовно. Планируется синхронизировать автобусные маршруты с движением электричек.
На нашем полигоне уже введены единые комбинированные билеты (ЕКБ), дающие право проезда в городском транспорте, метрополитене и по железной дороге. Для тактового маршрута Санкт-Петербург - Павловск был введен ЕКБ-5 "Павловск". С этим абонементом можно без ограничений в течение пяти дней совершать поездки во всех видах городского наземного транспорта и метро, а также в пригородных поездах по маршруту. Причем мы в два раза снизили стоимость своей составляющей в общей цене билета, и для пассажиров он в итоге стал на 13 процентов дешевле.
Летний сезон - самый горячий для пригородных перевозок. Что изменилось с его началом? Увеличилось ли количество поездов?
Артем Мирон: Мы усилили самые востребованные направления. Компания дополнительно назначила 172 поезда и увеличила периодичность курсирования 44 поездов. Кроме того, продлена дальность маршрутов для 78 электричек. С конца мая в сутки в среднем курсирует 362 пары поездов. На летний период дополнительно назначены четыре поезда "Ласточка" на маршруте Санкт-Петербург - Выборг - Санкт-Петербург.
В планах на 2023-2024 годы - поставка 13 дополнительных электропоездов "Ласточка". Приоритетными направлениями являются Выборгское, Московское и Балтийское. Напомню, что весь летний период и до конца сентября на ряде маршрутов действует абонементный проездной документ "Дачный". Кстати, владельцы всех видов абонементных билетов могут бесплатно провозить по одному велосипеду.
Ваша компания не первый год предлагает пассажирам собственные туристические продукты. Каким будет это направление в новом сезоне? Как развиваются мультимодальные перевозки с участием водного транспорта?
Артем Мирон: Мы уделяем большое внимание развитию внутреннего туризма. Совместно с субъектами РФ прорабатываем удобное расписание пригородных поездов, согласованное с поездами дальнего следования. Развиваем маршрутную сеть комфортабельных электропоездов "Ласточка", запускаем мультимодальные маршруты и новые пассажирские сервисы.
Так, с 20 мая на весь летний период возобновились ежедневные мультимодальные туристические перевозки из Москвы, Санкт-Петербурга и Петрозаводска с использованием железнодорожного транспорта и скоростных водных судов. Такие маршруты проходят по городам проекта "Серебряное ожерелье", объединяющего 11 регионов Северо-Запада.
К уже привычным маршрутам прошлого сезона - Валаам, Кижи, Кронштадт - добавлены новые: в музей-заповедник "Петергоф" и крепость "Орешек".
Также мы снова запустили "Туристический вагон" из Петербурга в Выборг - он будет курсировать по субботам до сентября. В пути пассажиры узнают много интересных фактов о населенных пунктах по маршруту. Планируем запустить такой вагон и в Гатчину. Кроме того, пассажиры, которые следуют в Выборг, могут вместе с билетом на поезд приобрести билет на автобус до парка Монрепо.
Еще ряд наших проектов порадует пассажиров, посещающих Великий Новгород. Совместно с Новгородским музеем-заповедником мы ввели абонемент "Экскурсионный Новгород", включающий проезд на "Ласточке" туда и обратно с пешеходной экскурсией. Также с июня этого года скоростные суда стали ходить в деревню Взвад. Этот маршрут стал составной частью комплексного туристического маршрута "Санкт-Петербург - Старая Русса", в ходе которого предусмотрена поездка на "Ласточке", а затем уже на скоростном судне. Продлить путешествие до Старой Руссы можно на автобусе №120.
В Петербурге и Ленобласти компания по-прежнему организует пешеходные экскурсии по пригородам с привязкой к железнодорожным станциям. Посмотреть их расписание и записаться на экскурсию можно на сайте СЗППК в разделе "Туристу на заметку". Помимо этого, пассажирам доступны 17 бесплатных аудиогидов, размещенных на платформе izi.travel, семь из которых переведены на английский, а четыре - на китайский язык. Словом, стараемся угодить каждому туристу - все наши предложения можно найти на сайте и в Телеграм-канале компании.
Какими новыми сервисами в электропоездах и на вокзалах смогут воспользоваться пассажиры?
Артем Мирон: Появилась возможность оплаты проезда по системе быстрых платежей в мобильном приложении "РЖД пассажирам". Мы ввели собственный сервис "Виртуальный помощник", пересмотрели единый стандарт кассового окна - сделали его более понятным. Приобрели 70 современных терминалов. Пассажиры электропоездов "Ласточка" на ряде маршрутов могут воспользоваться бесплатной услугой беспроводного доступа к интернету и мультимедийному информационно-развлекательному ресурсу Lastochka.Center. Постоянно пополняем его новыми фильмами и книгами.
С 2023 года реализуется проект "Умная станция". Что он собой представляет?
Артем Мирон: На станциях, оборудованных турникетами, пассажиры самостоятельно используют свои билеты для прохода. Оператор наблюдает за процессом дистанционно. На турникетах есть кнопки вызова сотрудника. С этого года мы внедрили пилотный проект на станциях Новый Петергоф, Мельничный Ручей и Рощино.
Расскажите, пожалуйста, о кадровой политике компании. Какие направления вы считаете приоритетными?
Артем Мирон: Мы стремимся повышать профессиональную компетенцию и мотивацию наших сотрудников. Недавно пересмотрели в сторону улучшения коллективный договор, ввели материальную помощь к отпуску, повысили зарплату по ряду позиций. В результате снижается текучесть кадров.
В рамках повышения квалификации взаимодействуем с профильными вузами. Вручаем лучшим работникам знаки отличия СЗППК, это делает их труд еще более престижным и значимым.
Также развиваем новые подразделения. В этом году создан новый участок по обслуживанию пассажиров на скоростных электропоездах "Ласточка".
Более 70 процентов нашего персонала составляют кассиры, в том числе разъездные. Поскольку один из наших приоритетов - клиентоориентированность, мы разработали программу обучения для этой категории сотрудников. Она нацелена на повышение стрессоустойчивости и в целом качества обслуживания пассажиров. За три года ее освоили уже 500 человек. Наша компания развивается, и сейчас мы активно набираем фронт-лайн персонал: это билетные кассиры, работающие как в стационарных кассах, так и в электропоездах.
Благодаря чему, на ваш взгляд, вашей компании удается постоянно двигаться вперед?
Мирон: Это совокупный эффект от деятельности, в первую очередь, линейного персонала, а также менеджмента и всех подразделений компании, за что хочется выразить благодарность коллегам. Добавлю, что компания продемонстрировала рост показателей прибыльности и вернулась к доковидным параметрам. Чистая прибыль по итогам работы за 2022 год составила 354,91 миллиона рублей. К такому результату привел весь комплекс мероприятий по улучшению качества обслуживания, клиентоориентированности и желание меняться к лучшему для наших пассажиров.