14.06.2023 03:00
Экономика

На Среднем Урале создают крупнейший в стране транспортно-логистический центр

Текст:  Светлана Добрынина (Свердловская область)
Российская газета - Спецвыпуск: Инвестиции №127 (9072)
Вокруг Екатеринбурга создается один из крупнейших в стране транспортно-логистических центров. Проект получил название "Сухой порт".
/ Татьяна Андреева / РГ
Читать на сайте RG.RU

Его реализация в середине России, на стыке Европы и Азии, по мнению экспертов, обеспечит связь Северного широтного хода и Транссибирской магистрали с Западным Китаем и Каспийским морем. Реализуется программа по инициативе губернатора региона Евгения Куйвашева. "У Свердловской области есть уникальный шанс стать новым логистическим хабом России, воротами на Восток", - кратко охарактеризовал глобальные планы глава региона.

Впрочем, планы - уже реальность. Первая инновационная площадка - транспортно-логистический центр "Уральский". ТЛЦ начал работу в ноябре 2022 года, а через несколько месяцев, в начале нынешнего, показала впечатляющие результаты: объем перевалки грузов достиг одного миллиона тонн. Причем темпы будут только нарастать, ведь проектная мощность площадки - 143 миллиона тонн.

Губернатор Евгений Куйвашев. / Департамент информационной политики Свердловской области

"Это действительно воплощение программы по развитию "Сухого порта" в нашем регионе. Мы максимально используем выгодное географическое положение и имеющиеся возможности", - подчеркнул на церемонии открытия ТЛЦ "Уральский" губернатор Евгений Куйвашев.

Екатеринбург от реального моря отделяют тысячи километров. Тем не менее термин "порт" на сухопутной географической границе Европы и Азии сейчас уместен как никогда. Это не придумка лингвистов. Термин имеет экономические корни. Он перекочевал из морской логистики: в прошлом веке так было принято именовать тыловые склады, построенные далеко от пирсов, чтобы разгрузить портовую инфраструктуру и добавить логики в перемещение грузов.

Перспективы развития логистической инфраструктуры Южного Урала

Сейчас, когда изменились логистические схемы доставки товаров и все больше грузовых потоков в Россию идет по суше из стран азиатского региона, Урал с широкой сетью железнодорожного движения и автомобильных дорог готов взять на себя распределение грузов. Как говорится в морской навигации, по полной "розе ветров". В Свердловской области уже созданы и активно развиваются восточные, западные, северные и южные транспортные направления.

По данным экспертов ведущих уральских компаний, осуществляющих контейнерные перевозки, перераспределение транспортных потоков открыли новые пути развития. Сейчас наиболее перспективны направления в сторону Азовского, Черного морей, а также Казахстана, откуда можно выйти на Иран и Индию. Азиатские государства особенно заинтересованы в сотрудничестве с Россией, и екатеринбургский "Сухой порт" позволит расширить рынки сбыта, сэкономить на транспортных перевозках.

"Открытие новых логистических маршрутов, реализация инфраструктурных решений - один из приоритетов сегодняшнего дня. Такие центры позволят предоставить грузовладельцам сервис, соответствующий мировым стандартам. Это напрямую влияет на рост конкурентоспособности и промышленной инфраструктуры", - подчеркнул в день запуска "Уральского" глава министерства транспорта РФ Виталий Савельев.

У Свердловской области есть уникальный шанс стать воротами России на Восток

ТЛЦ "Уральский" располагается на северо-восточной окраине Екатеринбурга. Промышленная площадка - 130 гектаров. Правда, застроено пока не все - полная инфраструктура заработает с 2024 года. Тогда, по планам, здесь ежедневно начнут обрабатывать до 16 составов в день, каждый длиной в 71 вагон. По предварительным оценкам, мощность логистического хаба к 2030 году достигнет 30 миллионов тонн обработанного груза, а еще через пять лет - 80 миллионов. Инвестиции в проект - более 12 миллиардов рублей.

Современная логистическая площадка будет развернута и на юго-западе областного центра. Под ТЛЦ "Екатеринбург" выделен участок площадью более полутора тысяч гектаров. Находится он в непосредственной близости от основных транспортных потоков: южного обхода екатеринбургского железнодорожного узла, международного аэропорта Кольцово, Екатеринбургской кольцевой дороги, федеральной трассы М5 "Урал". По проекту, ежегодная пропускная способность ТЛЦ "Екатеринбург" к 2035 году составит более 9 миллионов тонн.

- Надо на наш регион переключать в том числе внутрироссийские перевозки, используя потенциал товарораспределительного центра. Огромное количество грузов проходит автомобильным транспортом. В Екатеринбург в сутки въезжает порядка 4 тысяч фур, которые могли бы "встать" на поезда и дальше доставляться железнодорожным транспортом, - считает начальник Свердловской железной дороги Иван Колесников.

По планам здесь ежедневно будут обрабатывать до 16 составов в день, каждый длиной в 71 вагон

Свердловская железная дорога - ключевой резидент проекта. Уже сегодня по СВЖД перевозят порядка 150 миллионов тонн различных грузов, или 11 процентов от всех железнодорожных перевозок в России. Этот показатель планируется увеличить еще на 60 миллионов тонн.

Не меньшие перспективы у автомобильной транспортной инфраструктуры региона. Западное направление дорожной сети Свердловской области преображается буквально на глазах. На Московском тракте вот уже второй год непрерывно ведутся работы по расширению дорожного полотна до 4 полос. В следующем году обновленная дорога станет участком скоростной трассы М12 Москва-Казань-Екатеринбург. Протяженность абсолютно нового отрезка на территории области 43 километра. Он прокладывается между башкирским городом Дюртюли и свердловским райцентром Ачит. На бывшей целине уже до горизонта видны очертания дороги - земельная насыпь с гравием. После открытия скоростной трассы время в пути от Казани до Екатеринбурга сократится вдвое - с 14 до 7 часов. А ускорение - это драйвер экономического развития любого региона.

"Фабрика логистических процессов" поработала в Ульяновской области

Для большей эффективности "Сухого порта" Минэкономразвития России предложило создать на территории Екатеринбурга особую экономическую портовую зону, что позволит получить налоговые льготы, и свободную таможенную зону. Идея родилась на форуме "Города России-2030" и сейчас прорабатываются возможности нового статуса порта.

"Сегодняшние обстоятельства таковы, что "Сухой порт" нужно рассматривать не как локальную площадку для развития отдельного региона, а как формат, который будет встраиваться в общероссийскую систему логистики. Если идти этим путем, то препятствий я не вижу", - заявил замминистра экономического развития РФ Дмитрий Вахруков.

Между тем

В Свердловской области наградили лучших промышленников и предпринимателей года. Традиционную премию "Номер один", которую учредили Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей и Уральская ТПП, вручают в пяти тематических номинациях плюс гран-при. Главную награду за наиболее значимый для региона инфраструктурный проект завоевал Екатеринбургский транспортный терминал - за реализацию проекта "Транспортно-логистический центр "Уральский".

Региональные предприниматели активно поддерживают идею преобразования Среднего Урала в масштабный транспортно-перевалочный узел и уже наметили главные контуры своих преобразований. Крупные компании, формируя тренды развития, уже сейчас планируют выстраивать крупные производственные мощности и логистические комплексы рядом с зоной развития якорных проектов "Сухого порта".

Так, компания "Сима-ленд" планирует открыть новые площадки на юго-западе Екатеринбурга близ будущего ТЛЦ "Екатеринбург". На территории более 200 тысяч квадратных метров будут размещены новые производственные базы и свой логистический центр.

Основными логистическими направлениями в России станут восточный, южный и Азово-Черноморский транспортные коридоры

- "Сухой порт" - это потоки груза, проходящие через нашу территорию, их сортировка и отправка, дополнительные таможенные посты, склады временного хранения, мультимодальные перевозки. Все это в нашей области есть и работает уже сейчас. Говоря о "сухом порте", мы имеем в виду более цивилизованную и прогнозируемую организацию процессов, связанных с распределением транспортных грузопотоков, - отметил на недавней встрече Союза промышленников и предпринимателей Свердловской области Сергей Мазуркевич, председатель комитета по транспорту и логистике объединения.

Предприниматели понимают, что сейчас именно оптимальная перенастройка транспортно-логистической сферы поможет решить проблему кардинальной переориентации российской экономики. И особенно ценно, когда участники этого рынка находятся в режиме ежедневной адаптации и получают поддержку, быстрые решения со стороны органов власти.

Свердловская область Инфраструктура Транспорт