Замечу, что новостями становятся самые громкие случаи, но если обратиться к статистике, можно заметить, что аналогичные события происходят практически ежедневно во всех регионах страны. Антирекорды бьют сферы торговли, общественного питания, ЖКХ. Если говорить о здравоохранении и социальном обслуживании, то в этих областях максимальные риски выпадают на психоневрологические интернаты и дома престарелых. То есть, под ударом оказываются самые незащищенные слои населения.
Причины всегда разные, но могут быть сведены к одной - человеческому фактору. Чьей-то конкретной преступной недобросовестности, погоне за прибылью любой ценой.
И здесь, как мне кажется, сыграло негативную роль фактическое прекращение исполнения контрольно-надзорными органами своих полномочий. Напомню, в марте прошлого года правительство издало постановление № 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", которым был введен мораторий на инициативную контрольно-надзорную деятельность.
Следует отметить, что основная цель перечисленных в постановлении мер была направлена на освобождение предпринимателей от излишней административной нагрузки и создание условий для адаптации к новым экономическим реалиям, вызванным введением антироссийских санкций. Но похоже, значительное число владельцев бизнеса восприняло послабления как некую индульгенцию, разрешающую не соблюдать установленные законом обязательные требования. В результате во многих предприятиях общественного питания и торговли прекратили соблюдать даже элементарные правила пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологический режим.
Сегодня открыть плановую проверку можно только в отношении школьных и дошкольных учреждений, детских лагерей, родильных домов, а также производственных объектов, отнесенных ко II классу опасности. Все остальные объекты находятся под защитой моратория. Назначения внеплановой проверки формально можно добиться, получив согласование органов прокуратуры. Однако на практике прокуроры согласовывают в сотни раз меньшее количество проверок, чем это было до введения моратория. В результате число погибших и пострадавших от несчастных случаев, произошедших вследствие несоблюдения обязательных требований, неуклонно растет.
Выход видится только один. Необходимо изменить условия назначения контрольно-надзорных мероприятий, но при этом определить такой порядок их проведения, который не мог бы создавать предпринимателям препятствия в осуществлении коммерческой деятельности. Для этого целесообразно установить стадийность надзора: профилактический визит, инспекционный визит, документарная проверка, выездная проверка. Соблюдение такой последовательности позволит в полной мере соблюсти баланс государственных и частных интересов, а самое главное - защитить россиян от действия того самого "человеческого фактора". Потому что главный и самый надежный запрет - запрет злоупотребления правом. И его еще никто не отменял.