15.06.2023 10:20
Происшествия

Как сибирские автомобилисты экономят на страховке

Текст:  Светлана Сибина (Омск)
Российская газета - Экономика Сибири: №129 (9074)
Все больше водителей предпочитает обходиться без полисов. Помимо этого, правозащитники отмечают всплеск претензий к автостраховщикам.
В прошлом году стоимость "автогражданки" повышалась дважды. При этом большинство водителей в аварии попадает нечасто / Татьяна Кравченко
Читать на сайте RG.RU

Средняя выплата по ОСАГО за последние полгода выросла почти на четверть. Охотников заключать договоры "автогражданки" становится все меньше, а восполнять финансовую брешь приходится законопослушным автомобилистам. По данным исследования Финансового университета при правительстве РФ, в среднем они переплачивают за водителей, которые полис не покупают, порядка 600 рублей.

В прошлом году стоимость "автогражданки" повышалась дважды. В сфере такси она уже сопоставима с ценой подержанной машины. А вот штраф за отсутствие договора ОСАГО сегодня составляет 800 рублей. При этом большинство водителей в аварии попадает нечасто. А поскольку доходы автомобилистов не поспевают за резко дорожающими услугами, они не видят смысла в дополнительных тратах и либо экономят на обязательном страховании, либо покупают фальшивые полисы, которых сейчас на рынке пруд пруди.

- Законодатели обсуждают увеличение штрафа до пяти тысяч рублей. Определить, у кого из водителей нет полиса, помогут дорожные видеокамеры, подключенные к интегрированным базам ГИБДД и РСА, - напомнил председатель общества по защите прав потребителей в сфере страхования Игорь Пушкарь.

У водителей к страховщикам тоже немало претензий. Так, споров по КАСКО за год стало на треть больше. Проблема также упирается в деньги. В данном случае автовладелец страхует не ответственность, а собственное имущество, и платит определенный процент от стоимости машины. Но если вчера она стоила миллион рублей, а теперь два с половиной, то и полис, подросший от 100 до 250 тысяч рублей, становится уже неподъемным.

Глава Российского союза автостраховщиков считает, что передача техосмотра другому ведомству потребует лишних бюджетных затрат

Чтобы снизить стоимость страховки, компании вводят франшизу - вносят в договор условие, что в случае ДТП клиент берет на себя часть расходов на возмещение ущерба. Большинство водителей, как привило, подписывают договор не глядя.

- Часто на этот крючок попадают дальнобойщики, у которых фары и стекла постоянно страдают из-за вылетающего из-под колес гравия. Средний ущерб оценивают в пятьдесят тысяч рублей. Страховщики применяют франшизу на эту сумму и меньший ущерб уже не считают страховым случаем, - приводит пример Игорь Пушкарь. - В договорах КАСКО также стоит обратить внимание на терминологию. Например, в выплате могут отказать, если машина застрахована от угона, а не от кражи - это разные понятия. Или, если кража произошла ночью, а не в течение светового дня, как указано в договоре.

Таким образом риски сокращаются. Полисы дешевеют, привлекая водителей.

Еще одна тенденция: случаев, когда после ДТП не выплачивают страховку, а направляют автовладельцев в СТО на ремонт, становится меньше. Систему "ремонт вместо выплаты" вводили по настоянию страховщиков, однако ситуация изменилась. Теперь, в условиях роста цен на автомобили и дефицита деталей, натуральные услуги компаниям стали невыгодны. Поэтому денежные выплаты активно возвращают.

Специалисты предполагают, что полис будет дорожать. Несмотря на оживление поставок за счет параллельного импорта, проблема с запчастями сохраняется. За последние полгода цены поднялись на двадцать-пятьдесят процентов. Минимальный показатель у продукции российского автопрома, максимальный - у европейского и японского. Впрочем, судя по показателям первого квартала 2023 года, на освободившийся рынок хлынули "китайцы".

Российский союз автостраховщиков назвал регионы, в которых самое высокое количество аварий

Еще один аспект - существенная разница между максимальной суммой, выплачиваемой при причинении вреда жизни и здоровью по договору ОСАГО и по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика. Согласно закону, пострадавшие пассажиры могут рассчитывать на страховую выплату в сумме до двух миллионов рублей. А пассажиры такси или любого другого автомобиля - до 500 тысяч. Даже если троллейбус и легковушка пострадали в одном ДТП, выплаты будут разными, и это очевидная диспропорция. Если же законодатели приведут выплаты к логическому единообразию, то стоимость полиса ОСАГО вырастет.

Справка "РГ"

По данным РСА, только около сорок процентов такси в России застрахованы по ОСАГО. 94 процента автовладельцев пользуются скидкой за безаварийную езду. В первом квартале этого года более трети водителей получило максимальную скидку за безаварийную езду - 54 процента от стоимости полиса.

Охрана порядка Омск