Строительство профинансировал Газпромбанк. Этот проект - часть сделки банка с компанией АО "ВетроОГК-2" (входит в АО "НоваВинд"), согласно которой на юге России появятся несколько ВЭС суммарной установленной мощностью 340 мегаватт.
Сейчас задействованы и поставляют электроэнергию на рынок около 100 мегаватт мощности станции. Этого ресурса хватит, чтобы покрыть потребность не менее чем 70 тысяч частных домов.
Как отметил гендиректор АО "НоваВинд" Григорий Назаров, Кузьминская ВЭС - первая ветроэлектростанция компании, укомплектованная по новой цепочке поставок "с учетом укрепления технологического суверенитета ветроэнергетической отрасли".
- Несмотря на санкционное давление, мы не остановили строительство объекта. Первые 100 мегаватт уже поступили в единую энергосистему страны. В сжатые сроки была восстановлена цепочка поставщиков, налажено замещение ушедших технологий российскими разработками и обеспечение производства необходимыми компонентами, - заявил он.
- Ввод Кузьминской ВЭС, шестого по счету объекта ветрогенерации на Ставрополье за последние годы, - это еще один шаг в "зеленой" энергетике, который делает наш регион вместе с Росатомом. Уже в конце 2023 года доля энергии ветра, солнца и воды в энергобалансе Ставропольского края превысит 12 процентов, - отметил губернатор региона Владимир Владимиров.
Он также добавил, что "зеленая" энергетика позволяет краю ежегодно уменьшать углеродный след на 900 тысяч тонн парниковых газов за счет отказа от использования традиционных видов топлива.
- К 2025 году выбросы углекислого газа на Ставрополье сократились на 1,3 миллиона тонн в год, - уточнил губернатор.
Кстати, ранее определилась судьба другого ветропарка - "Родниковского" мощностью 71,25 мегаватта в Кочубеевском округе. Его начинала строить компания "Энел Россия" и планировала ввести в эксплуатацию в 2024 году, однако в марте 2022-го объявила об отмене проекта.
Произошло это потому, что итальянский энергохолдинг Enel, владевший 56,43 процента акций "Энел Россия", в октябре 2022-го сообщил о закрытии сделки по продаже своей доли в компании. В результате ПАО "Лукойл" получило 26,9 процента акций "Энел Россия", АО "ААА Управление Капиталом", действующее в качестве доверительного управляющего фондом "Газпромбанк-Фрезия", - 29,5 процента.
На недавней встрече губернатора Ставропольского края Владимира Владимирова с главой правительства РФ Михаилом Мишустиным глава региона заявил, что недостроенный ветропарк все-таки введут в строй.
- "Лукойл" подхватил этот проект и будет его реализовывать, - сообщил Владимиров.
По мнению независимого энергетика, специалиста в области "зеленой" энергетики Святослава Руденко, завершать подобные проекты не так-то просто и сроки, оговоренные ранее, вполне вероятно не удастся соблюсти.
- Ветропарки - это высокотехнологичное производство, которое невозможно в одно мгновение передать другой компании. Многое зависит от условий сделки. Если с покупкой акций приобретателю перешли специалисты, а главное - были сохранены логистические цепочки поставок, то не столь важно, какая компания будет реализовывать проект. Важно исправное финансирование. Однако Enel, как и многие другие иностранные компании, в спешке уходила из России. А значит, многое новому собственнику придется начинать с нуля, - считает Руденко.
Но, уверен эксперт, ресурсов у "Лукойла" должно хватить, чтобы воплотить в жизнь проект.
- Ставрополье - один из флагманов "зеленой" энергетики в России. Здесь сошлось сразу несколько факторов - энергодефицит в соседних регионах, подходящие природные условия и высокий потенциал возобновляемых источников, развитая инфраструктура, а главное - содействие властей. Плюсом может быть то, что во многих энергетических компаниях считается престижным развивать свои проекты в области "зеленой" генерации, - добавил эксперт.
Уже сейчас юг России - один из центров альтернативной энергетики страны. Здесь работают семь ветроэлектростанций госкорпорации "Росатом", пять из них - на Ставрополье.
С тем, что развитие ветровой энергетики наиболее перспективно именно в южных регионах - Калмыкии, Ставропольском и Краснодарском краях, Ростовской, Волгоградской и Астраханской областях, республиках Северного Кавказа, - согласны многие эксперты. Но технологии, которые применяются на ВЭС, как правило, импортные. Следовательно, в нынешней ситуации необходимо либо полностью переносить производство комплектующих в Россию, либо договариваться со странами, которые готовы сотрудничать с РФ.
Как заявил корреспонденту "РГ" председатель совета директоров "РОТЕК" Михаил Лифшиц, альтернативная энергетика - это глобальный рынок, на котором товары дешевеют, если растет производство.
- К примеру, если французская компания Schneider выпускает миллионы инверторов, то стать ее конкурентами, производя тысячи, невозможно. Поэтому в условиях интегрированности в мировую экономику существовало несколько групп товаров, которые в России не выпускались, - считает Лифшиц.
При этом он уверен, что целесообразность проектов в области альтернативной энергетики сохраняется, хотя дешевле они в ближайшее время не станут.
- Понятно, что речи ни о каком удешевлении уже не идет. Отрасль должна быть многоукладной. В регионах с хорошей инсоляцией нужно развивать солнечную энергетику. В местах с постоянным движением воздушного потока следует ставить ветряки, - заключил эксперт.