Сегодня в калининградском офшоре на острове Октябрьский зарегистрировано больше 120 организаций. В эксклаве их привлекают, конечно, многочисленные налоговые льготы и относительно низкий порог инвестиций в 50 миллионов рублей. Эту сумму инвесторы должны выплатить не позднее одного года с момента регистрации в САР.
При этом инвестировать можно в уставный капитал, фонд или имущество отечественных компаний, либо в так называемые капитальные вложения. К последним можно отнести строительство новых предприятий, переоборудование существующих, закупку техники и даже проектно-изыскательные работы. Система довольно гибкая и позволяет бизнесу грамотно распределять свои финансы.
- Специальный административный район сегодня показывает хорошую динамику. Это означает, что подобные режимы крайне важны для бизнеса в современных условиях. Сейчас мы дорабатываем законодательство о САР вместе с коллегами из Корпорации развития Дальнего Востока, чтобы улучшить инвестиционный климат и создать более комфортные условия для редомициляции компаний, - рассказал генеральный директор Корпорации развития Калининградской области Андрей Толмачев.
C начала 2023 года пул острова Октябрьский пополнился такими компаниями, как сервис по доставке продуктов "Сбермаркет", компания Balamer Holdings Limited, входящая в структуру девелоперского холдинга "А101", а также дочерняя фирма газового гиганта "Новатэк". Все они "переехали" в российский эксклав с Кипра.
Перебраться с Британских островов в Калининградскую область планирует и "ВКонтакте". Пока окончательное решение не принято, однако совет директоров уже одобрил редомициляцию VK в Россию. В компании сообщили, что большинство активов, приносящих выручку, находятся на данный момент в России. Вместе с этим выросло и количество держателей акций внутри страны, поэтому "переезд" выглядит вполне логичным.
Выбор самого западного региона страны вполне очевиден. Калининградская область является удобным логистическим хабом для переброски зарубежных активов. При этом эксперты убеждены, что налоговые преференции САР не являются решающим фактором для переезда. Просто ситуация в иностранных офшорах на том же Кипре сегодня заметно усложнилась из-за антироссийских санкций.
- Многие IT-компании работали там удаленно, однако сейчас все же начинают возвращаться обратно в Россию. Кипрские банки неохотно работают с россиянами из-за сильных ограничений в Европе. Одним словом, нашим там не рады, - пояснила старший разработчик мобильных приложений из Санкт-Петербурга Елена Чумакова. - Да, можно релоцироваться в дружественные страны, однако стопроцентной гарантии, что там не будут давить на отечественных разработчиков, нет. Поэтому фирмы и переезжают в российские офшоры в Калининградской области и на Дальнем Востоке. Льготы практически те же, а условия - в разы лучше.
- Все упирается в деньги, как бы банально это ни звучало. Сегодня чисто юридически крайне сложно осуществлять различные выплаты между российскими юрлицами и иностранными компаниями. Кроме того, нашу страну включили в "серый" список налоговых юрисдикций Евросоюза. Многие крупные российские холдинги, базирующиеся за рубежом, боятся заморозки своих активов. САР помогает эту проблему решить. Перерегистрация международной холдинговой компании на острове Октябрьский в Калининграде позволит ей пользоваться налоговыми льготами без ограничений, - добавила калининградский юрист Екатерина Смолкина.
При этом эксперты отмечают, что главное - не упустить момент. Такой юридический "переезд" дается компаниям непросто, поскольку необходимо собрать достаточно много документов как для регистрации в российском офшоре, так и для релокации из страны текущего нахождения. Например, тот же Кипр требует обязательного разрешения от своих госорганов. Такие согласования могут затянуться на месяцы. Нелишним будет прописать в уставе фирмы пункт о возможности редомициляции.
Отечественные госорганы также требуют выполнения от компаний, перебравшихся в российские офшоры, определенных условий. Если инвестор после регистрации предприятия не вложит в российскую экономику не менее 50 миллионов рублей в течение первого года, то он попросту лишится статуса МХК и не сможет пользоваться льготами специального административного района.
Так получилось, что крупный российский бизнес часто работает по системе холдингов. Такие корпорации оставляют все производственные мощности в России, а головные компании регистрируют за границей. Антироссийские санкции такую структуру попросту сломали, ведь порядок финансовых расчетов и выплат дивидендов значительно усложнился. В том числе и по этой причине международные холдинги уходят сейчас в отечественные офшоры.