Товарные знаки регистрируют для защиты бизнеса, чтобы другие предприниматели не могли использовать такие же обозначения, напоминает основатель IT-платформы для самозанятых Павел Зюков. По его мнению, этот инструмент интересен прежде всего тем, кто продает изделия собственного производства.
- Речь идет о ручном труде, в основе которого лежит определенное ноу-хау или высокая квалификация. Как правило, это локальный бизнес, и для того чтобы покупатель мог идентифицировать такую продукцию на рынке того же региона, мастер может использовать товарный знак. Впрочем, его вправе зарегистрировать и IT-специалист, разрабатывающий корпоративные сайты. Но в любом случае это помогает выделить товар или услугу на общем фоне, - полагает эксперт.
Возможность регистрировать товарные знаки самозанятых приведет к появлению новых ярких брендов, считает владелец программ по развитию своего дела Светлана Мишина. По ее мнению, сегодня на рынке много однотипных товаров и услуг. Когда мастер начнет работать над буквенным или графическим обозначением своей продукции, ему придется задуматься над тем, что отличает ее от предложений конкурентов.
Самозанятые смогут оформить права на названия, логотипы и упаковку товара, чтобы использовать их для продвижения в рекламе, социальных сетях и на маркетплейсах. Насколько это сложно и затратно?
- Зарегистрировать товарный знак можно двумя способами: обратиться к специалистам или самостоятельно подать заявку на сайте Роспатента или портале "Госуслуги", - отмечает Светлана Мишина. - Сначала товарный знак должен пройти проверку на отсутствие аналогов, которые уже используются или заявлены. Самому проверить это трудно, а компании, оказывающие такие услуги, берут за них немалые деньги. Что касается стоимости, то при самостоятельной подаче заявки надо заплатить за регистрацию от 18 до 50 тысяч рублей. Если отдать весь процесс на аутсорсинг в специализированную компанию, стоимость составит от 10 до 40 тысяч рублей в зависимости от региона.
Никаких преференций при регистрации товарного знака для самозанятых не предусмотрено, подчеркивает патентный поверенный Светлана Ускова. Процедура одинакова для всех заявителей, а они часто совершают типичные ошибки. Например, не учитывают наличие аналогичных фирменных наименований, не проводят поиск по заявкам, так как это возможно только на платных ресурсах, или не отвечают на формальный запрос, что приводит к отзыву заявления.
- Зарегистрировать товарный знак - это не только придумать красивое слово или логотип, - соглашается юрист по интеллектуальным правам Анна Лапа. - Процент отказов по заявкам в Роспатенте с каждым годом растет, а пошлины при этом не возвращаются. Цена ошибки в случае неправильной регистрации может достигать сотен тысяч рублей, если самозанятый вдруг начнет использовать чужой товарный знак.
Ожидать ли бурного роста желающих оформить права на свою продукцию? Эксперты расходятся во мнениях. По словам Светланы Усковой, многие самозанятые не хотят получать статус ИП, поскольку боятся лишних обязанностей. Возможно, кого-то напугает и регистрация товарного знака, который надо будет использовать, иначе через три года его могут аннулировать.
- На мой взгляд, тема регистрации товарных знаков никогда не была хорошо понятна российским предпринимателям, - считает патентный поверенный Ильяна Липатова. - Зачастую это не казалось им слишком важным, да и стоимость регистрации многих отпугивала. Далеко не все понимают, что патентуется не слово как таковое, а конкретный перечень товаров и услуг. Сейчас такая возможность открывается для всех желающих, и очень интересно посмотреть, как отреагирует рынок.
Юрист по интеллектуальным правам Изабелла Атласкирова прогнозирует, что число заявок на регистрацию товарного знака вырастет в разы и это вызовет ряд проблем:
- Придумать оригинальное название станет все сложнее. Возрастет количество возражений против регистрации других товарных знаков, что создаст большую нагрузку как на регистрирующий орган, так и на суды. Кроме того, неизбежно вырастет число патентных троллей, которые регистрируют на себя чужой бренд и затем требуют за него деньги. Чем проще требования к обладателям товарного знака, тем легче этим правом злоупотреблять, - предупреждает эксперт.
Значительный рост числа заявок может привести к увеличению сроков их рассмотрения, считает управляющий партнер юридической группы Владислав Овчинников. Может сказаться и нехватка квалифицированных специалистов в области интеллектуальной собственности. По данным Федерального института промышленной собственности, сегодня их в 30 раз меньше, чем необходимо, а в шести регионах России вообще нет патентных поверенных. Но напомним, что зарегистрировать бренд можно и самостоятельно.
Андрей Воробьев, директор координационного центра доменов .RU/.РФ:
- В качестве товарного знака можно зарегистрировать не только название и логотип, но и доменное имя сайта. Мы рекомендуем так поступить сразу после регистрации домена. Это позволит защитить его от копирования и при необходимости аннулировать схожие домены, а также подать в суд на подражателей и получить денежную компенсацию за нарушение прав интеллектуальной собственности.