Авиаперевозки развиваются нехотя, многие рейсы просто нерентабельны. Это подтверждает и статистика. Хотя формально количество прямых межрегиональных авиаперевозок в 2022 г. и возросло, их загруженность все равно падает. Согласно данным Росавиации, пассажиропоток на прямых рейсах региональных авиалиний в 2021 г. составил лишь 29,8 млн человек, в 2022-м еще меньше - 28,3 млн. Хотя согласно плану модернизации и расширения инфраструктуры, эти показатели должны были бы быть выше на 25-30%.
Причины тому есть объективные и субъективные, разбирать их следует отдельно, просто отметим факт.
Загруженность железнодорожных линий также близка к пределу, и это тоже факт.
Что остается? Да конечно речной транспорт!
В СССР, да и в дореволюционной России это было важнейшее средство горизонтальной транспортной связи. Благо природа в этом отношении щедро наградила Россию. Общая протяженность внутренних водных путей федерального значения у нас составляет более 100 тысяч километров, и возле них проживает почти 80% населения страны.
Эту "паутину" из рек можно использовать очень эффективно, например, развивать внутренний туризм или пригородные водные пассажирские перевозки - своего рода водная электричка.
Но это требует серьезного перевооружения существующего гражданского флота.
А пока, возвращаясь к началу, можем констатировать здесь глубокий кризис. Если в 1990 году речники перевезли 90 млн человек, то в 2021 году, по данным Росстата, всего 9 млн человек. Т.е. пассажирский трафик упал в 10 раз!
Скоростные речные перевозки на внутренних водных путях практически отсутствуют, особенно на малых реках, имеющих большую протяженность. Одна из причин - тотальное обмеление. За последние 25 лет глубина судоходных рек в России сократилась в среднем с 2,3 метра до 1,7 метра. Соответственно, протяженность пригодных для гарантированного судового хода рек сократилась с 67 тысяч до 48 тысяч километров.
Еще одна проблема речных перевозок - износ судов. По словам экспертов, у 45-50% судов период эксплуатации превышен. Так, в Волжском пароходстве в ближайшие 3-4 года будет происходить массовое списание - пароходы, построенные в 60-70-х годах прошлого века, практически выработали ресурс. Похожая ситуация и в бассейне Енисея: из 2456 зарегистрированных судов 1890 имеют возраст свыше 30 лет.
Но эта проблема решаема. В России уже разработаны и опробованы инновационные корабли с малой осадкой, которые способны работать практически на любых реках и придать новый импульс развитию внутреннего водного туризма. Например, ЦКБ им. Алексеева в Нижегородской области успешно возродило производство скоростного судна на подводных крыльях на 30 пассажиров "Валдай", а также более крупных "Метеоров". Они пользуются огромным спросом, и предприятие загружено на годы вперед. Подобное предприятие есть в Татарстане.
Но их мощностей все равно мало. Чтобы насытить рынок, таких верфей должно быть куда больше.
Конечно, говорить об этом без государственной поддержки бессмысленно. Никто больше не осилит таких финансовых вливаний. И у нас уже есть всеобъемлющий миллиардный федеральный проект "Внутренние водные пути".
В целом он движется по плану, но отдельные направления можно было бы ускорить. Скажем, в Нижегородской области нужно оперативно углубить 42 километра Волги. Из-за мелководья на этом крошечном участке буксует запуск глобального международного водного торгового пути "Север-Юг", который с лихвой бы покрыл все расходы.
Есть и проблемы, требующие вмешательства, скорее, правового характера. По законодательству, регулирование речных перевозок - это обязанность регионов, но они часто вступают в противоречия с собственниками портов и причалов. Где-то пристань принадлежит региону, а где-то частнику. А кто будет ремонтировать причал, если земля при нем выкуплена и её не получится использовать? Или наоборот - как заставить частника отремонтировать причал, если ему он не нужен? Это как раз поле для законодательного творчества.
Также мы можем предусмотреть государственное субсидирование туристических компаний, которые занимаются речными круизами, по новой запустить программу "Туристический кэшбек", которая хорошо себя зарекомендовала после пандемии.
Несмотря на масштабные расходы. В конечном счете все это окупится и принесет прибыль.
Сегодня уже только немолодые люди помнят восторг стремительного полета по речной глади на "Кометах" и "Метеорах". Большинство граждан смотрят на них как на ретро-диковинку. Но, я убеждён, привычка путешествовать по воде быстро вернется, особенно если такой транспорт будет дешевле, быстрее и доступнее, чем перелет через Москву. Бонусом идёт эстетическое удовольствие от речной прогулки, которое будет доступно каждому жителю нашей страны. Это не менее важный аргумент и плюсик в копилку под названием "качество жизни".