21.06.2023 21:22
Культура

"Копенгагена не существует" - существует ли любовь?

Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №136 (9081)
Ноу-хау скандинавского кино - умение передать бури, бушующие где-то в глубине души под непроницаемым зеркалом ледяного спокойствия. Скупость актерских эмоций, добавляющая существованию персонажей загадочности.
Читать на сайте RG.RU
Кадры из фильма "Копенгагена не существует"

"Копенгагена не существует", второй полнометражный фильм датского режиссера и продюсера Мартина Сковбьерга - история любви настолько штормовой, что в сознании влюбленных она сносит весь остальной мир. Они странно встретились, словно их вел невидимый поводок: обмен взглядами в библиотеке, тайное наблюдение за "женщиной своей мечты" в темноте кинотеатра, долгое молчание на выходе из зала, неловкое рукопожатие и какое-то обреченное следование друг за другом: так судьба стучится в дверь, сказал бы Бетховен.

То, что происходит потом, порождает в зрителе бурю сомнений. Сандер спокойно вселяется в квартиру Иды, сутками напролет там валяется на диване, бездельничает, пока она вкалывает на работе, а затем они слушают классическую музыку и неутомимо предаются ночным страстям - он кто, альфонс? Но зачин картины трагичен: Ида загадочно исчезает, ее отец и младший брат Виктор берут следствие на себя, заперев Сандера в ее квартире и допрашивая под видеозапись. И тогда кто он - новый Клайд Гриффитс? Когда отец впрямую задает ему вопрос о том, чем он занимался до штормовой любви, тот уклончиво отвечает: был писателем - и видно, что лукавит.

Загадочна даже логика сценария: исчезновение девушки на пустынном островке, куда влюбленные приехали провести время на пленэре, вызывает понятный интерес полиции: пропавшую ищут по всему острову, над волнами завис вертолет - куда все это испарилось и почему самодеятельное следствие теперь ведут отец с братом? Да и мертва ли эта Ида, неясно - по ходу фильма она не раз погибала, а потом оказывалось, что погибала чисто гипотетически. Детектив криминальный на поверку оказывается детективом психологическим, где разгадка доверена зрителю. И по ходу фильма мы поймем, что все происходящее не стоит воспринимать как бытовую историю про преступление и следствие. Что это - некий образ, и он облечен в формы истории, закольцованной по принципу рондо.

При этом чувственность, самозабвенность этой лав-стори заставляют вспомнить "Мужчину и женщину" Лелуша. Герои молчаливы. Долгие паузы. Говорящие взгляды. Оператор Якоб Меллер работает почти по принципу натюрмортов, выстраивая из лиц и тел композиции. Часто нарочито многозначительные. Иногда вычурные, но всегда обостренно чувственные. Много сверхкрупных планов, игры светотенью и цветовыми акцентами. Ручная камера в ретроспективных эпизодах хорошо передает нестойкость, зыбкость, субъективность рассказа Сандера, его воспоминаний о любовном мареве. Режиссер демонстрирует уверенное владение языком кино, его выразительностью, его способностью передавать то, что выше и содержательнее прямого действия, которого в кадре почти нет. А главное - воплощать зыбкость, ирреальность рассказа, когда ни в чем нельзя быть уверенным: было ли все это, или всего только плод воображения, излучение несбыточной мечты о чувстве всеобъемлющем и отрицающем все прочее. Перед нами действительно Копенгаген, которого не было. Или он все-таки был?

/ kinopoisk.ru

Новобранец Йонас Хольст Шмидт в роли молчаливого Сандера очень на месте: его лицо непроницаемо, хотя по нему вечно бродит растерянная улыбка, он - такая "вещь в себе", на себе замкнут, глаза обращены куда-то в невидимое, внятное только ему одному. Выразительны Златко Бурич в роли отца и Вильмер Триер Бреггер с его раскаленным взглядом - юный брат пропавшей Виктор. И неповторима Анжела Бундалович (сериал Netflix "Ковбой из Копенгагена") в роли Иды - самый сложный, многомерный и таинственный образ картины: глубоко чем-то раненная женщина с незавидной судьбой, хрупкая и опасная одновременно, словно уже несущая в себе гибель. Ее лицо - самое зыбкое и непостоянное в фильме, самое мерцательное и переменчивое.

Секреты фирмы "Выдра". Стоит ли будить в кинозрителях киллера

И окончательно выводит эту историю за пределы не только конкретного пространства, но и определенного времени саундтрек, где гул и шорох сфер перемежаются ностальгическим шансоном - как и эта любовь, залетевшим из совсем других эпох.

Мировое кино