22.06.2023 09:27
Власть

Почему регионам необходимо заняться экономическим территориальным планированием

Почему регионам необходимо заняться экономическим территориальным планированием
Текст:  Инесса Доценко (Хабаровский край)
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №135 (9080)
Как реализовать потенциал малых сел и поселков, зачастую депрессивных? Что в данном случае требуется от власти? В чем заключается ответственность крупного бизнеса? Об этом "РГ" рассказал управляющий партнер юридической компании, член Совета по предпринимательству и развитию инвестиционного климата в Хабаровском крае, председатель Ассоциации участников развития Хабаровского края Максим Бергеля.
Максим Бергеля: Для субъектов Дальнего Востока стратегическая цель - это не столько рост регионального ВВП, сколько сохранение населения, а по возможности и его увеличение / Из архива Максима Бергели
Читать на сайте RG.RU

Максим Александрович, вы возглавили рабочую группу по территориальному планированию, которая создана в рамках краевого Совета по предпринимательству. Каковы ее задачи?

Максим Бергеля: В последние годы очень много говорится о развитии Дальнего Востока, о сохранении населения на территории. Ключ к успешному решению этой задачи - экономика.

Но экономика Дальнего Востока имеет специфику. Пора оглянуться назад, в советское прошлое, взять оттуда успешные подходы и адаптировать их к новым реалиям. В западных и центральных регионах России вполне может преобладать классическая модель рыночной экономики, где главным драйвером является конкуренция. Но у нас так не получится, в наших условиях "не полетит". Мы в силу удаленности от основных экономических центров страны, огромности территории, низкой плотности населения неконкурентоспособны по многим позициям. Более того, для субъектов Дальнего Востока стратегическая цель - это не столько рост регионального ВВП, сколько сохранение населения, а по возможности и его увеличение. Соответственно, нужны какие-то "плюшки". И главной из них должны стать доходы выше, чем в среднем по стране, а еще лучше выше, чем в столицах и городах-миллионниках.

Для достижения этого необходимо в первую очередь системно подойти к экономическому развитию территории. Нужно провести "инвентаризацию поселений" - изучить потенциал всех населенных пунктов на предмет того, какие точки роста в них есть (сельское хозяйство, лес, водно-биологические ресурсы, минеральное сырье, рекреация). Дальше станет понятно, что нужно сделать, чтобы реализовать этот потенциал. Например, проложить дороги, подключить к электроэнергии, провести газ, построить объекты социального назначения, организовать благоустройство. Такое понимание следует положить в основу различных краевых программ развития. Появится также возможность привлекать федеральное финансирование под эти программы.

В камчатском селе Ключи Бог для туриста создал все, а человек - ничего. Почему замирает жизнь в одном из красивейших мест планеты

Допустим, мы увидели, за счет чего может развиваться поселение. Но как выбрать оптимальный вектор, если потенциальных точек роста несколько?

Максим Бергеля: Например, в данном районе есть запасы золота, природные нерестилища, лес, рекреационные ресурсы. Нужно понимать: если отдать предпочтение недропользованию, промышленники оставят после себя лунный ландшафт и поставят крест на нерестилищах, лесе, рекреации. Если выгода для края от недропользования меньше, чем от рыбы, леса, туризма, значит, в этом месте нужно развивать иные сферы. И так определить специализацию каждого села.

После подобной инвентаризации поселений можно говорить об обеспечении их соответствующей инфраструктурой. Одно дело, когда, чтобы поддержать такую инфраструктуру, нужно условно 100 человек, а в самом населенном пункте живут 200, и точек развития нет. И совсем другое, когда живут всего 50 человек, но у местности мощный потенциал. Значит, надо создать стимулы для перетока населения. В том числе с помощью госпрограмм. Потребуется создание информационной системы, в которой будет видно, где есть дефицит кадров, где - свободные ниши, какие меры поддержки доступны.

В программах развития можно и нужно предусматривать не только инфраструктурные инвестиции, но и повышение активности местного населения, в том числе в сфере предпринимательства. Возникнет потребность в создании агентства по привлечению инвестиций для села. Энтузиастов-самородков, которые готовы работать на таких территориях, требуется максимально поддержать, оказать помощь в финансировании, бухгалтерском и юридическом сопровождении, продвижении их продукции.

Но на Дальнем Востоке есть ТОР, есть свободный порт Владивосток. Их преференций не хватит?

Максим Бергеля: Эти механизмы актуальны для больших предприятий. Но нужны и меры стимулирования перехода производственного бизнеса из городов в сельскую местность. В первую очередь это должны быть налоговые льготы. Например, снижение налоговых и страховых отчислений от фонда заработной платы, как предусмотрено для резидентов ТОР. Почему бы эту льготу не распространить на предприятия, которые размещают свои производства в сельской местности? Это оживит поселок. В нем поселятся работники и их семьи, появится необходимость в строительстве жилья, инфраструктуре досуга. Очень сильный мультипликативный эффект.

Очень хочется, чтобы государство сказало: "Раз вы тут добываете золото (или ловите рыбу, или рубите лес) и получаете деньги, то возьмите шефство над селом"

Стоило бы подумать и над развитием института шефства крупного бизнеса над сельскими территориями. В крае работают федеральные компании. Для них потратить несколько миллионов в год на благоустройство сел не составляет большого труда. Но опять же эту систему нужно выстраивать с позиции взаимной заинтересованности. Бизнес должен понимать, что добрые дела посчитаны, учтены и принесут ему определенную пользу.

В одном из маленьких поселков Хабаровского края я услышал от местного жителя фразу: "Вот по этой дороге с царских времен перевезли сотни тонн золота". Понимаете, с приисков, которые работали еще в начале 1900-х, отправляют драгоценный металл по абсолютно разбитой дороге. Не то что без асфальта, там грейдер-то проходит, по-моему, не в каждом сезоне. Близлежащий поселок весь перекошенный, брошенные дома, завалившиеся заборы, общая картина упадка и забвения.

Очень хочется, чтобы государство сказало: "Раз вы тут добываете золото (или ловите рыбу, или рубите лес, или…) и получаете деньги, то возьмите шефство над селом. Сделайте его красивым". И такие слова должны быть основаны на соответствующих положениях законодательства.

В России создадут 1800 сельских агломераций

На Нижнем Амуре много рыбацких поселков, они сильно зависят от добывающих предприятий. И те много делают для жителей побережья. Но делают на уровне личного отношения руководства, а нужна система, чтобы бизнес четко понимал: это, конечно, его право, но в то же время, реализовав его, можно получить эффективные бонусы. Давно уже высказывается мнение, и я его поддерживаю, что квоты на вылов надо делить не по историческому принципу - кто и сколько в прошлом году добыл, а по количеству добрых дел на данной территории. Построил стадион, расчистил дорогу, помог школе и больнице? Получи такой-то объем рыбы. Аналогичные критерии можно и нужно вводить и в других отраслях. Вот к чему надо стремиться, но для этого приоритетом должна быть не макроэкономика, не какие-то большие цифры, а жизнь конкретного человека.

За счет чего еще можно увеличить бюджет территории?

Максим Бергеля: Существует масса федеральных программ, край должен в них участвовать. На мой взгляд, тотально, во всех. Так поступают в Челябинской области. Ее власти "заходят" во все программы и за счет федеральных денег решают задачи субъекта. Да, требуется софинансирование региона, но результат того стоит. Кроме того, нужно лоббировать интересы субъекта на федеральном уровне. Например, гражданин РФ решил отдохнуть в хабаровском поселке Тыр. В таком случае, дорога для него почти бесплатная, ему полагается кешбэк и еще куча "плюшек". Отправился в Крым или Сочи? Тогда все за свой счет и еще заплати туристический сбор. Хочешь поехать в Малайзию или во Вьетнам? С тебя дополнительный налог на роскошь. Мы видим, что государство может своими инструментами расставлять акценты и стимулировать то, что отвечает его интересам.

Как разработать систему измеримых показателей развития?

Максим Бергеля: На первом этапе критериями могут стать данные о количестве субъектов предпринимательства в поселениях Хабаровского края. Например, если сейчас их условно десять, то через три года должно быть 50. Далее можно переходить на другие показатели, например, ежегодный доход, количество рабочих мест и другие. Это очевидные базовые вещи, и чтобы их воплотить, нужна только политическая воля.

Мы сейчас говорим о Хабаровском крае, но предложенная методика на самом деле вполне универсальна, и при успешной апробации у нас ее можно применить к любому субъекту Дальнего Востока, да и всей Российской Федерации. Если Хабаровский край станет пионером такой системной работы, это помимо прочих положительных эффектов повысит узнаваемость региона, улучшит его имидж.

ДФО Регионы