Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) начал работу 1 сентября 2022 года. В результате его работы вся размещаемая онлайн-реклама должна быть маркирована, а информация о том, кто является рекламодателем, заказчиком и исполнителем, а так же все платежи по таким договорам должны передаваться в реестр, доступ к которому будут иметь Федеральная налоговая служба (ФНС), Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Росфинмониторинг. Информация должна помогать пресекать отмывание денежных средств и иные злоупотребления. Все санкции за отсутствие маркировки рекламы, некорректное размещение маркировки и прочее должны начать действовать 1 сентября 2023 года.
Эта дата вызывала сомнения у участников рынка, вследствие чего в Госдуме попытались отсрочить введение ответственности, как минимум до конца 2023 года. По словам председателя комитета Госдумы по защите конкуренции Валерия Гартунга, отсутствие официальных разъяснений по большинству вопросов, несовершенство системы учета интернет-рекламы создают правовую неопределенность для участников рынка при применении закона. "Сведения, которые нужно вносить в единый реестр интернет-рекламы, очень объемные. Детали должны прописываться подзаконными актами, которых нет. Кроме того, многие требования в рамках регуляторной гильотины могут быть даже отменены. Правоприменительная практика еще не сложилась. Ни регулятор, ни участники рынка, не понимают, каким образом это должно функционировать", - объяснял Гартунг "РГ". Подготовленные им предложения были отклонены профильным комитетом.
Рынок на сегодня не готов к введению ответственности. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного исследовательским центром, объединяющим аналитиков Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР) и Российской ассоциации маркетинговых услуг (РАМУ).
Как следует из материалов, свыше половины респондентов относятся к закону о маркировке "отрицательно", причем негативных взглядов придерживаются все больше игроков. По итогам первой волны исследования, которая проводилась в апреле 2023 года, такое мнение высказывало 53% опрошенных, во второй волне - в июне 2023 года - 56%. При этом большинство опрошенных продолжает работу по внедрению требований закона о маркировке интернет-рекламы в свои бизнес-процессы.
В то же время, в исследовании отмечается, что участники индустрии стали лучше понимать требования к маркировке рекламы. 30% организаций практически готовы к завершению пилотного-тестового периода в процессах размещения рекламы. В первую волну исследования таких было 18%. Увеличилось и количество игроков, которые частично умеют маркировать рекламные продукты - 39% респондентов против 31% в первой волне.
С другой стороны - согласно результатам опроса, более половины респондентов еще не работали с ЕРИР - таких 58% по состоянию на июнь 2023 года. И только 14% компаний имеют полное представление о том, какую рекламу необходимо маркировать в целом.
"До момента введения штрафов за нарушение закона о маркировке с 1 сентября 2023 года профессиональному сообществу необходимо приложить максимум усилий для обучения рекламодателей требованиям закона, интерфейсам работы с ОРД и ЕРИР, чтобы рекламодатели могли контролировать правильность маркировки и предоставляемых отчетов и избежали получение штрафов из-за технических и человеческих ошибок", - отмечает глава АРИР Борис Омельницкий.
Среди наиболее востребованных улучшений участники рынка отмечают отсутствие на данный момент глоссария и четких пошаговых инструкций всего процесса маркировки, есть вопросы и к унифицированности систем всех операторов рекламных данных.
Кроме того, как отмечается в тексте исследования, есть серьезные ожидания "относительно изменений интерфейса ОРД и ЕРИР, а именно автоматизации передачи данных и уменьшения ручного ввода. Участники исследования ожидают повышения качества обратной связи техподдержки, в том числе подробных FAQ и оперативных ответов".
О сложности системы говорилось и в письма Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), которая та направляла в Госдуму накануне внесения поправок в законопроект об ответственности.
"Согласно аналитическим исследованиям, из числа добросовестных игроков рынка почти половина (42%) выполняет обязательные требования, используя стороннюю экспертизу, и лишь 17% заявили, что делают это самостоятельно", - говорится в тексте письма.
Затянувшийся период адаптации связан с тем, что на старте реализации закона вскрылось много серых пятен, которые первые пол года рынок пытался активно закрывать, направляя запросы и выходя в прямую коммуникацию с ведомствами, - поясняет глава Ассоциации блогеров и агентств, глава агентства hello blogger Таня Иванова.
"Относительная стабильность появилась с апреля этого года. Участники Ассоциации учились и продолжают учиться друг у друга, а так же большую разъяснительную работу проводят ОРД. Скорое вступление в законную силу законопроекта о штрафах за положения о маркировке накаляет уровень истерии на рынке, даже добросовестные участники начинают сомневаться в правильности маркировки и корректном занесении данных в ОРД. Предполагаем, что в сентябре ситуация только усугубится", - говорит она.
В Роскомнадзоре ранее сообщали, что с сентября 2022 года рекламодатели внесли в ЕРИР информацию о размещении рекламы в сети на сумму 250 млрд рублей, рекламные агентства о получении 218 млрд рублей, а рекламораспространителями, владельцами развивающими популярные ресурсы, внесено в систему учета рекламы получение 58 млрд рублей. В ведомстве особо отмечают, что механизм реестра направлен на формирование более прозрачной структуры рынка интернет-рекламы.
Система учета Интернет-рекламы создана и работает, заявили "РГ" в ведомстве.
"С 1 сентября 2022 года информация в систему передается участниками рынка (к сегодняшнему дню рекламодатели внесли информацию о размещении рекламы в сети на сумму 276 млрд рублей). Все необходимые для исполнения закона об учете Интернет- рекламы подзаконные акты приняты более года назад", - сообщили в Роскомнадзоре.
Там уточнили, что дополнительные ответы на вопросы отрасли разработаны совместно с отраслью и ФАС России и опубликованы на сайтах АКАР и АРИР (первая версия опубликована в июле 2022 года).
"Технических ограничений в работе с ЕРИР нет, сведения исправно передаются участниками рынка интернет-рекламы, доработок не требуется", - подчеркнули в Роскомнадзоре.