Как заявила CNN профессор Международного университета Флориды Эйлин Мария Марти, все могло произойти за миллисекунды, находившиеся внутри аппарата люди даже не успели осознать, что возникла проблема. Профессор Блэр Торнтон из Саутгемптонского университета сравнил давление, которое испытал на себе батискаф, с падением на него Эйфелевой башни.
В то же время эксперты обратили внимание, что "Титан", принадлежавший компании OceanGate Expeditions, не был сертифицирован для погружения на глубину. Как заявил телеканалу CBC глава организации Marine Technology Society Уилл Конен, он еще несколько лет назад предупреждал, что использование аппарата может привести к трагедии.
Батискаф с туристами пропал у места крушения лайнера "Титаник"Как обращает внимание The Washington Post, основатель OceanGate Expeditions Стоктон Раш, управлявший батискафом во время этого злополучного погружения, активно интересовался инновациями, утверждал, что отраслевые правила сдерживают развитие в сфере глубоководного погружения. В связи с этим при строительстве "Титана" использовались иные технологии, чем при создании других подводных аппаратов. Например, корпус батискафа состоял из углеродного волокна, хотя обычно используется титан или высококачественная сталь. Один из бывших сотрудников OceanGate еще в 2018 году выражал обеспокоенность по поводу безопасности использования "Титана". Он требовал провести сертификацию батискафа. Судебный спор в итоге был урегулирован, компания заявила, что выводы ее инженеров отличаются от выводов бывшего сотрудника.
О проблемах, которые возникали в батискафе, рассказали и несколько человек, которые ранее погружались на нем к "Титанику". Например, в 2021 году спуск на дно был отложен из-за проблем с электричеством.
Почетный океанограф-исследователь из Института океанографии Скриппса Жюль Яффе со своей стороны обратил внимание, что подводный аппарат "Титан" поначалу был в рабочем состоянии, раз на нем удалось совершить несколько успешных погружений, однако по мере использования его состояние могло ухудшиться, а механизмы - износиться. Инженеры знают, что риск накапливается подобно зубному налету, а сложные технологии, развернутые в суровых условиях, таких как космос или морские глубины, могут выйти из строя по многим причинам, которые трудно себе представить, отметил эксперт.
"Я поражен схожестью самой катастрофы "Титаника", где капитана неоднократно предупреждали об айсберге впереди, и все же он со всей скоростью устремился в ледяное поле, в результате чего погибли многие люди, с очень похожей трагедией, когда предупреждения не были учтены в точно таком же месте", - заявил телеканалу ABC News режиссер Джеймс Кэмерон, комментируя новую трагедию.
Как пишет The Wall Street Journal, подводное оборудование ВМС США, при помощи которого они отслеживают субмарины других стран, вскоре после начала погружения "Титана" зафиксировало аномалию - звук, который мог быть взрывом. По мнению специалистов, это произошло в том районе, где впоследствии были обнаружены обломки подводного аппарата. Поначалу военные не могли с уверенностью заявить, что именно спровоцировало зафиксированный звук. В настоящее время предполагается, что это была имплозия, взрыв, направленный внутрь, то есть батискаф раздавило давлением воды.
Напомним, связь с аппаратом "Титан", который использовался для доставки туристов к месту гибели "Титаника", пропала 18 июня через 1 час 45 минут после начала погружения. В минувший четверг беспилотный подводный аппарат, запущенный с судна Horizon Arctic, обнаружил хвостовую обшивку "Титана" в 480 метрах от "Титаника" на морском дне. Затем были найдены еще обломки батискафа. Как заявил представитель Береговой охраны США контр-адмирал Джон Могер, эти обломки "свидетельствуют о катастрофической потере пассажирской капсулы". Он признал, что власти не могут сказать, каковы перспективы обнаружения тел пассажиров. "Мы продолжим работать и продолжим исследовать район на дне", - отметил он.
Богатые и знаменитые пассажиры пропавшего батискафа "Титан"На борту "Титана" находились 61-летний исполнительный директор OceanGate Expeditions Стоктон Раш, который управлял батискафом, бывший командующий французским флотом 77-летний Поль-Анри Наржоле, 58-летний британский бизнесмен и авантюрист Хэмиш Хардин, 48-летний пакистанский бизнесмен Шахзада Давуд и его 19-летний сын Сулейман. Все они признаны погибшими. По словам Могера, это произошло еще до начала поисково-спасательных работ.
Он обратил внимание, что у экспертов и профессионалов возникло много вопросов в связи с трагедией, вопросов о правилах и стандартах. Дело в том, что OceanGate Expeditions работала в "серой зоне". Погружение проходило в международных водах, за пределами юрисдикции какой-либо страны, и для этого не требовалось разрешение или специальная лицензия пилота.