Ведомство разместило соответствующий проект постановления на портале проектов нормативных правовых актов. Документ вступит в силу со дня опубликования.
Проект постановления направлен на дополнение госпрограммы N 16 (приоритеты и цели государственной политики, задачи государственного управления) положениями по обеспечению технологического суверенитета в сфере ее реализации. В пояснительной записке отмечается, что эти изменения также направлены на уточнение оценки текущего состояния сферы реализации программы с учетом введения против России экономических санкций со стороны недружественных государств.
Технологический суверенитет в России обеспечивается по целому ряду ключевых отраслей. Пример - авиация. Буквально на прошлой неделе принято решение о выделении средств ФНБ на наращивание выпуска среднемагистральных пассажирских самолетов Ту-214. Казанский завод, который его производит, находится на новом этапе развития, стабильно обеспечен загрузкой до 2030 года. На предприятии ведется масштабная программа модернизации и техперевооружения производства при поддержке минпромторга. Это позволило восстановить уникальный технологический цикл на современной производственной базе, закупить новое оборудование, построить новую летно-испытательную базу.
В середине июня "Ростех" передал первый SSJ-NEW на летно-испытательную станцию. После первого полета самолет будет представлен специалистам Росавиации для проведения сертификационных испытаний, по итогам которых импортозамещенные системы будут одобрены к использованию на борту SSJ-NEW, сообщили в Объединенной авиастроительной корпорации. Это позволит начать серийное производство и коммерческую эксплуатацию самолета.
Есть сферы, где уже можно смело говорить о независимости технологий. Например, создана собственная национальная платежная система. А этим могут похвастаться всего лишь несколько стран мира.
Российский интернет-банкинг и системы "электронного государства", такие, например, как "Госуслуги", сервисы ФНС и прочие считаются лучшими в мире. Все это позволило в итоге сохранить финансовую устойчивость весной-летом 2022 года.
Основой суверенитета все опрошенные "РГ" специалисты называют продовольственную безопасность. И правда, разве можно говорить о независимости, если страна не способна прокормить себя сама?
Российский агропром за последнее десятилетие стал одной из самых, если не самой успешной отраслью российской экономики.
По производству ключевых продуктов питания мы вышли на самообеспеченность еще много лет назад.
Зерна производим в 2,5 раза больше, чем требуется для внутреннего потребления, включая переработку, пищепром и зерно для животноводства. Растительное масло, сахар, мясо и молоко - всего более чем достаточно. Быстрыми темпами достигнута продовольственная безопасность по мясу птицы и свинине. Но пока остаются вопросы по производству говядины. "Если промышленный цикл выращивания курицы или поросенка занимает всего несколько месяцев, то для доведения бычка или коровы до товарной массы требуется несколько лет. При нынешних рыночных ставках по кредитам это невыгодно, гораздо проще заниматься свининой, курятиной или индейкой", - констатирует в разговоре с "РГ" редактор Национального аграрного агентства Инара Халмеева. Государство сейчас активно пересматривает систему господдержки молочного животноводства и производства говядины.
Производители сельхозтехники уверяют, что способны обеспечить ушедшие иностранные бренды. И даже в тех сферах, где технологии пока не наработаны, нишу активно заполняют дружественные страны, плюс наращивают производство такие наши гиганты, как "Ростсельмаш".
Пока вопросы остаются по семенам. Если по зерну мы закрываем свои потребности в семенах элиты на 95-97 процентов, то большинство гибридов сахарной свеклы, кукурузы, подсолнечника - иностранной селекции. Но и здесь ситуация улучшается. "В 2022 году в России произвели 59 тысяч тонн семян кукурузы. Российские заводы могут нарастить производство еще на 35-40 процентов в течение года, если увеличится спрос", - рассказал "РГ" председатель совета Ассоциации "Национальный семенной альянс" Игорь Лобач. Аналогичная ситуация практически по всем "проблемным" культурам.
Уязвимость сохраняется по сахарной свекле и овощам. Однако даже в маловероятном сценарии "тотальной экономической войны" имеющиеся семена элиты сахарной свеклы нашей селекции позволят к 2025 году произвести внутри страны половину от всей потребности. При этом семена кукурузы отечественной селекции могут с 2024 года полностью заменить импорт, а подсолнечника - на 60-65 процентов.
А что же легкая промышленность? Успешные заводы и фабрики сегодня предпочитают о достижениях публично не рассказывать. Но в частных беседах признаются: с начала введения жестких санкций были определенные страхи. Западные компании начали массово отказываться от своих контрактов и поставок в Россию высокотехнологичного оборудования и комплектующих. Но в открывшуюся нишу с большой готовностью ринулись поставщики оборудования из Китая, Индии, Турции и целого ряда других стран.
Да и крупные международные консорциумы, хотя публично критикуют Россию и демонстративно разрывают отношения, на самом деле пытаются разными путями и способами продолжить сотрудничество.
Нельзя говорить, что ничего не изменилось или стало лучше. Конечно, любая турбулентность и перемены усложняют бизнес. Но ничего фатального, как оказалось, не произошло. В плюсе оказались те компании, которое изначально строили бизнес в России, не выносили производство из страны, старались находить местных поставщиков. Живой пример - крупнейший производитель обуви "Ральф Рингер". Когда другие российские фирмы покупали дешевые заготовки в Азии и делали из них обувь по принципу сборочного производства, эта компания строила бизнес "под ключ" - от производства сырья до собственной розницы. Например, мех для обуви производитель много лет закупает у фермеров из горных аулов Дагестана. По качеству он часто даже превосходит импортные аналоги.
"Для нас долгосрочная надежность всегда была важнее, чем сиюминутная выручка. Мы понимали, что покупка критически важных комплектующих изделий за границей крайне ненадежна, - объяснил основатель и глава компании Андрей Бережной. - Возможно, эти решения в какой-то момент снизили нашу потенциальную прибыль. Но зато мы приобрели фантастическую устойчивость в кризисных ситуациях. И в итоге стратегия оказалась абсолютно правильной.
Конечно, есть отрасли, чья зависимость от импорта априори выше. Там сложнее. Но, несмотря на скепсис многих "обозревателей", отрасль не парализована и активно развивается дальше. В итоге сейчас российский бизнес все еще находится в стадии адаптации к новым условиям.
Первый шок от санкций прошел, экономика страны не рухнула. Однако - объективно - риски в высокотехнологичных отраслях сохраняются. Запад продолжает "экономические атаки" на российскую экономику: перекрывает параллельный импорт, вводит санкции против тех стран и компаний, которые публично и открыто сотрудничают с Россией.
Но уже сегодня ясно, что в условиях глобального рынка ограничить такую огромную страну оказалось невозможно. Возможно даже, что сегодня для российского бизнеса представился уникальный случай, когда можно создать компании международного уровня.
Ведь самое сложное - сделать первые шаги и устоять под натиском огромных и уже состоявшихся конкурентов. В ситуации, когда они ушли сами, у многих компаний появилась возможность вырастить свой бизнес и действовать дальше уже на международном уровне, например в рамках альянса БРИКС.