Двадцать строек за два года
В Мурманске решили готовить дорожных строителей именно для себя, а не вообще. Студенты, которые выбрали эту специальность и хорошо проявили себя в учебе, теперь имеют возможность пройти производственную практику на объектах национального проекта "Безопасные качественные дороги". И получить те самые - особые компетенции.
Одним из практикантов стал житель Заполярья Александр Утробин, который завершает последний курс по специальности "Прикладная геодезия" в Мурманском строительном колледже имени Н.Е. Момота. Во время практики Александр выполнял разбивочную работу, цель которой - перенести на местность все элементы строящейся автодороги строго по проектным данным. А также он контролировал положение полотна.
За два года практики Александру довелось поработать на 20 объектах нацпроекта. Например, он увидел, как происходит реконструкция и капитальный ремонт автоподъезда к поморскому селу Териберке, которое за последние годы приобрело огромную популярность среди туристов. Раньше туда вела разбитая грунтовая дорога, сейчас на ее основе строят современное асфальтовое шоссе.
Студент освоил работу с геодезическим GPS-оборудованием, которое используется для получения точных данных при определении границ дорожного полотна, позволяет сократить временные и трудовые затраты и облегчает выполнение инженерно-геодезических изысканий. "Геодезия всегда была мне интересна, - поделился Александр. - Но, только выйдя на реальную практику, я понял, насколько важна эта профессия".
Летом лучшие студенты работают на самых важных стройках МурманскаСтимул - хорошая зарплата
Дорожников учат не только в колледже. В 2020 году в регионе стартовала новая университетская образовательная программа, позволяющая получить высшее образование по профилю "Автомобильные дороги". Она действует в Мурманском арктическом университете.
По этой программе занимаются две группы будущих дорожников. В одной - 9 человек, в другой - 14. Этим летом они отправились на свою первую производственную практику.
"Учиться ребятам непросто, - рассказывает и. о. завкафедрой строительства, энергетики и транспорта университета Александр Челтыбашев. - Строительные специальности считаются одними из самых сложных. Но квалифицированный дорожник получает очень хорошую зарплату, думаю, ребят это стимулирует. Многим нравится заниматься проектированием, а хорошие проектировщики также очень ценятся".
К началу нового учебного года в университете должна появиться современная лаборатория механики грунтов и дорожно-строительных материалов с новейшим оборудованием. Она даст возможность исследовать реальные материалы, из которых в Заполярье строят дороги. Оценивать их пригодность или непригодность, обрабатывать данные и выводить их в цифровом формате. Иными словами, будущие дорожники смогут реально оценить качество тех дорог, по которым они каждый день ходят и ездят.
Далеко не каждый строительный вуз в России сегодня может похвастаться такой лабораторией. В будущем, защищая дипломы, ребята смогут представить экзаменаторам цифровые модели спроектированных объектов.
Навели мосты
Кадровый дефицит в дорожной отрасли касается и образования. Сегодня на кафедре строительства, энергетики и транспорта в Мурманском арктическом университете работают десять преподавателей. Семь из них приехали в Мурманск из Петрозаводска, Тамбова и Москвы.
Александр Челтыбашев надеется, что некоторые из выпускников заинтересуются преподавательской карьерой и останутся в университете. "Дорожное образование - это первый опыт для нас, - резюмирует он. - Но, в целом, этот опыт можно назвать положительным. Уверен, со временем все получится".
Поднимают профессиональный уровень своих дорожников и другие регионы. В Красноярском крае преподаватели Инженерно-строительного института Сибирского федерального университета отправились со студентами на строительство северного моста через Енисей. И показали им на практике, как проектируют и возводят такие объекты, как создают асфальтобетонное покрытие дорог.
В "РостовАвтоДоре" производственную практику в этом году проходят студенты Ростовского-на-Дону автотранспортного колледжа, Азовского казачьего кадетского аграрно-технологического и Староминского механико-технологического техникумов. Приобретенные во время учебы знания они применяют на таких объектах нацпроекта как трассы город Семикаракорск - слобода Большая Мартыновка - поселок Красноармейский, город Шахты - город Цимлянск, город Таганрог - село Покровское, а также на строительстве "Западной хорды".
Учатся в дороге
А в Липецкой области особое внимание уделяют еще и повышению квалификации уже работающих дорожников. Их обучают по программе профессиональной переподготовки "Строительство автомобильных дорог и транспортных сооружений" в Липецком государственном техническом университете
Очно-заочный курс занял четыре месяца. Это направление вуз планирует развивать.
В рамках нацпроекта "Безопасные качественные дороги" в России действует система повышения квалификации для работников дорожно-строительного комплекса. В этом году обучение пройдут около 5 тысяч специалистов. В прошлом году их было почти столько же. Также профильные министерства направили в Правительство РФ предложения, как организовать повышение квалификации преподавателей вузов и колледжей. С этого года и такая система уже работает.