Пересадка без остановки
У транспортной реформы, начатой властями несколько лет назад, прагматичная задача - пересадить часть владельцев личных авто на общественный транспорт, снизив тем самым дорожный трафик, освободив дороги от "лишних" машин. Но эту пересадку видят добровольной - люди проголосуют ногами. Автолюбители, как предполагается, поймут: добраться из пункта А в пункт Б проще и дешевле на общественных колесах. В результате выросшая загрузка автобусов и "рогатых" укрепит вечно хромающую экономику муниципальных транспортных предприятий. Что же до качества услуг, его вектор устремится вверх: жители по своим делам смогут ездить с ветерком, поскольку толкотни на проезжей части станет меньше, как и пробок в час пик.
По официальным данным, с января до середины июня 2022 года от горожан поступило 3417 обращений, касающихся работы транспорта. В топ самых частых из них попали жалобы на график движения - 892, а также просьбы добавить новые маршруты - 445. Спустя год картина мало изменилась, свидетельствуя о системности и повторяемости проблем. За тот же период 2023-го челябинцы отправили 810 жалоб, 427 из которых касались условий проезда, а 378 опять-таки содержали просьбы добавить маршруты.
Изменение стратегии развития улично-дорожной сети должно улучшить статистику, оперируют расчетами власти. По всем канонам пропускная способность одной полосы -1,5 тысячи пассажиров на личных автомобилях в час, то есть суммарно трех полос (ширина магистральных проездов в городе) - 4,5 тысячи. Но с выделенкой математика другая: она одна "вывозит" точно такое же количество, а весь дорожный створ - 7,5 тысячи.
Впрочем, на практике, по замечанию замминистра дорожного хозяйства и транспорта области Александра Егорова, контраст еще заметнее. Эксперты настаивают, что корректнее учитывать не просто машины, а перевезенных ими людей. По опыту абсолютно всех городов, средняя загрузка легкового автомобиля - 1,2 человека. С учетом светофоров полоса реально "везет" от 700 до 1200 автолюбителей и попутчиков. Значит, появляется еще больше аргументов за организацию выделенных коридоров, работающих на "сортировку" личного и общественного транспорта.
Улица поехала
Полосы приоритета, утверждают идеологи реформы, бессмысленны на дорогах с вялым трафиком: пользы - ноль. Эффект очевиден на загруженных трассах, где машины мешают друг другу. Сегодня эту методику решили применить в отношении четырех максимально заполненных участков. Самый очевидный из них - центральный проспект Ленина, где пролегают 23 маршрута, ежечасно курсирует 200 единиц общественного транспорта. Улучшения ситуации от новой разметки ожидают также на улицах Рождественского - Копейском шоссе (14 маршрутов), Молодогвардейцев (8), Чичерина (11). По последней пролегает и самый проблемный из всех - № 64. Он-то и стал "подопытным кроликом", его изучение показало: за сутки время проезда колеблется феноменально - путь занимал и полчаса, и 40-60 минут. При таком разбросе составить рабочий график движения проблематично. Поэтому взяли "среднюю по палате" цифру - 48 минут.
- Многие, наверное, замечали, как автобус медленно едет по пустой дороге, - говорит о результате неравномерного движения в течение дня Александр Егоров. - Расписание составлено на больший промежуток, и водителю приходится "притормаживать", чтобы вписаться в график. Но при организации выделенной полосы положение нормализуется.
По мнению замминистра, положительный эффект подтверждает уже выполненная трансформация Комсомольского проспекта, соединяющего центр со спальными жилыми массивами, где сосредоточено 22 маршрута. Для города это первый масштабный опыт обустройства выделенки, в фарватере которой скорость выросла на треть. Рваный график выровнялся, позволяя пассажирам рассчитывать поездки и никуда не опаздывать.
Лучше, когда больше
Эксперты считают: трансформацию дорожной сети логично синхронизировать с заменой подвижного состава. Затевать глобальную перестройку, имея парк старой ржавой техники, вряд ли рационально - на нее "колеблющихся" пассажиров, выбирающих ежедневные маршруты, не пересадить. С новыми машинами перспектива уже иная. Год назад по Челябинску перемещалось 259 автобусов большого класса, поступивших "с завода", сейчас - 275. Еще 17 (не исключено, что и больше) ожидают в нынешнем году. До конца 2025-го планируется приобрести еще 200 автобусов, уже средней вместимости - альтернатива до сих пор бегающим по улицам "мелким" маршруткам. Ожидается выход на линии 168 троллейбусов новой модели, презентованной на Петербургском экономическом форуме-2022. Их производство началось на недавно созданном в Челябинске предприятии. Это из плюсов политики "транспортного рывка", объявленной в регионе.
По словам специалиста по моделированию дорожного движения Александра Кузнецова, разметка выделенки будет проходить за счет сужения существующих полос до стандарта - 3,25 метра. Сейчас они вольготно "разлеглись" на дорожном полотне. Образовавшийся резерв в конечном итоге позволит сохранить их количество. Там же, где не удастся, собираются увеличивать время разрешающего сигнала светофора для транспорта. Правда, личным автомобилям за счет дополнительных перестроений все равно придется сбрасывать скорость. Но потери 15-20 процентов времени для них не считаются критичными, а автобусы и троллейбусы, получившие свободу маневра, компенсируют замедление пропускной способности, отмечает Кузнецов.
О приоритетных коридорах для автобусов и троллейбусов в Челябинске задумались несколько лет назад, стартовав с последнего места в рейтинге городов-миллионников. По данным регионального министерства дорожного хозяйства и транспорта, вверху списка первопроходцев (если не считать столицу) в 2020 году находились Казань с выделенными полосами длиной 183 километра и Красноярск (57,1 километра). В активе Ростова-на-Дону, Воронежа, Краснодара и Новосибирска тогда было по 20 и более километров выделенки, в Уфе - 16,6, в Екатеринбурге - 9,8, Омске - 6,8, Нижнем Новгороде - 5,4, а в Челябинске - только 2,1. Через год, однако, южноуральская столица взвинтила темп, поднявшись на четыре ступеньки вверх, в 2022-м оказалась в середине перечня с результатом 19,2 километра. Теперь собирается прибавить еще 15 километров путевых коридоров, приблизившись к лидерам.
- Это история нынешнего дорожно-строительного сезона. В конце июня рассчитываем отыграть конкурсы, определиться с подрядчиками, а завершить работы - до середины октября, - заявляет председатель комитета дорожного хозяйства мэрии Челябинска Николай Кожевников.
Коллегу поддерживает заместитель главы города по дорожному хозяйству и транспорту Андрей Ксензов. По его словам, транспортная модель работает, улицы, на которых запланированы перемены, "едут", заторов не возникает. Расчеты сделали с использованием математического моделирования, допускающего очень малые погрешности.