С января по июнь 2023 года больше всего в цене выросло дизельное топливо - на 1,42% (57,1 руб./литр в июне против 56,3 руб./литр в январе текущего года), АИ 95 подорожал на 1,15% ( 52,6 руб./литр в июне против 52 руб./литр в январе 2023 года), подорожание АИ 92 за тот же период составило 0,85% (47,6 руб./литр в июне против 47,2 в январе 2023 года).
- За прошедшие шесть месяцев цены на топливо в ЦФО росли в два раза медленнее, чем официальный уровень инфляции. Такой медленный рост стоимости не может не радовать и означает, что оно остается доступным для потребителей, - считает директор АНО "Мониторинг АЗС" Юлия Каблинова.
Она обращает внимание на тот факт, что в 2021 году цены на топливо росли вместе с уровнем инфляции.
- Несмотря на наблюдаемый рост цен на бирже, повышение стоимости топлива сдерживает механизм демпфера, который сглаживает цены на бензин и дизельное топливо и не дает им бесконтрольно расти. Его суть в следующем: когда топливо за рубежом стоит дороже, чем на внутреннем рынке, государство компенсирует НПЗ разницу, чтобы мотивировать их больше топлива продавать в РФ. То есть механизм демпфера показал себя в лучшем виде, и именно благодаря ему цены на АЗС в ЦФО стабильны и практически не зависят от колебаний биржевых котировок. Этот же фактор способствует стабильной рентабельности топливозаправочных станций. Сейчас их доходность составляет порядка 8 процентов, - считает руководитель рабочей группы ОНФ "Защита прав автомобилистов" Петр Шкуматов.
Отсутствие роста цен на бензин в 2022 и в 2023 годах, по мнению экспертов АНО "Мониторинг АЗС", связано с санкционными ограничениями на экспорт нефтепродуктов, которые привели к тому, что на рынке РФ возник избыток бензина разных марок. Однако цены на дизельное топливо росли в соответствии с инфляцией. Если раньше соотношение цены АИ 95 и дизельного топлива было 1:1, то сейчас разница в стоимости составляет 4 рубля 50 копеек.