28.06.2023 23:34
Культура

Волшебная палочка дирижера. Дневник 9-го дня конкурса Чайковского

Текст:  Айдана Кусенова
Второй день финала оказался щедрым на впечатления. Вчерашний старт был более чем успешным и задал тон пианистам. Зрители еще долго отходили от оглушительных оваций последнему участнику Сергею Давыдченко - каким энергичным был второй концерт Прокофьева! Сегодняшним музыкантам есть с кем и с чем конкурировать. Все вчера вспомнили, что такое Первый фортепианный и Скрипичный концерты Чайковского, где какая каденция, где самые опасные эпизоды, где руки отдыхают, где песнь поет.
Читать на сайте RG.RU

Создается ощущение, что с каждым днем зрителей в залах все больше и больше. Длинные очереди на входе радуют глаз и пугают одновременно. Публика и атмосфера в двух залах диаметрально противоположная. У скрипачей в Концертном зале имени П. И. Чайковского атмосфера более камерная и спокойная - особую легкость туда внесли концерты Моцарта. Обратной стороной медали стали неожиданные аплодисменты между частями и даже вручение цветов. Строгость Большого зала располагает к более вдумчивому слушанию музыки - практически никаких телефонных звонков. И никаких аплодисментов между частями.

У скрипачей снова совпали программы! Четвертый концерт Моцарта и скрипичный концерт Чайковского прозвучали у двух конкурсанток - Иин Цзин (Китай) и Елены Таросян (Россия). И снова оба выступления были максимально разными и по внешней общей фактуре и по технической детализированности.

Но настоящей драгоценной находкой стал Второй фортепианный концерт Чайковского в авторской редакции - именно им открылся второй вечер у пианистов. Несправедливо редко звучащий концерт резко отличился на фоне остальных выступлений конкурсантов. Это грандиозное масштабное сочинение, которое сам композитор любил больше, чем первый концерт. И как же бережно отнесся к материалу Илья Папоян (Россия), за что ему огромная благодарность.

Зато Первый концерт Чайковского может показаться мерой на конкурсе, по которому судят о творческой зрелости, таланте и уверенности в собственном исполнении. Подобно олимпийской игре такое сравнение интерпретаций дает возможность для жюри выбрать самого лучшего среди всех. Вместе с этим, каждый артист дарил залу свою энергетику, чувства и эмоции. Инструмент не менялся - сегодня пианисты отдали предпочтение бренду Yamaha, но даже в этом случае ни одна нота не прозвучала одинаково. Каждый музыкант беседовал с оркестром по-своему, то унося его за собой в потоке ювелирных пассажей, то уводя на второй план.

В Петербурге пройдет фестиваль "Рахманинов и опера в Эрмитажном театре"

Можно услышать, что не у всех артистов есть богатый опыт игры в ансамбле с крупным коллективом. Умение улавливать оркестровые линии и успевать следить за волшебной палочкой дирижера - навык, приобретаемый путем множества репетиций и концертов. Но это сегодня ни в коем случае не стало главной помехой - все выложились на максимуме своих возможностей. С каждым выступлением все больше и больше чувствовалась усталость оркестра, который, тем не менее, выступил превосходно. Игра с каждым солистом была слаженной и четкой.

Музыканты не прошли мимо эталонов в мире фортепианных концертов - Второй и Третий Рахманинова, без которых не мыслим ни один конкурс. Илья Папоян великолепно выступил с Третьим концертом. Насколько проникновенно прозвучала первая колыбельная мелодия, и как ярко и живописно пианист раскрыл постепенно всю рахманиновскую широту и мощь.

А Джордж Харлионо достаточно сдержанно, но не менее эффектно выступил со Вторым концертом. С первых колокольных массивных аккордов Джордж поразил силой и глубиной своего звука. Завершил второй вечер финала Фортепианный концерт Бенджамина Бриттена, ставший свежим дыханием на конкурсе. Энджел Станислав Вонг (США) выбрал очень выигрышный концерт. Калейдоскопический стиль британского нового классика ХХ века резко отличается от русских авторов. Это очень колоритное пестрое сочинение, которое пришлось публике по душе. Живая и бодрая игра Энджела покорила всех - и снова яркое завершение дня!

Как играть Моцарта? Дневник 8-го дня конкурса Чайковского
Классика