За пять месяцев 2023 года автотранспортные предприятия, зарегистрированные на Среднем Урале, совершили 1914 рейсов, доставив 69 тысяч тонн грузов. Положительная динамика позволяет надеяться, что бизнес адаптировался к санкциям и итоговые цифры будут выше процентов на 50-60.
- Пусть рост не такой, как в допандемийный период, но он есть. К тем объемам мы сможем вернуться года через два, если не будет новых ограничений. Кроме того, сдерживающим фактором выступают простои на границе и стоимость перевозки по морю, - комментирует цифры Александр Салаутин, руководитель филиала ассоциации международных автоперевозчиков по УрФО (АСМАП).
В частности, в Турцию фура может попасть только через Азербайджан и Грузию или на пароме из портов Новороссийска и Туапсе. Стоимость морской переправы высока (2950 долларов за полуприцеп с водителем). А если вы захотите окупить обратную дорогу за счет доставки импортного товара, то турецкие законы запрещают сразу с корабля перемещать его в машину с российскими номерами. Чтобы снять эти ограничения, вопрос нужно решать на межгосударственном уровне.
Очень много внимания уделяется развитию транспортных схем для доставки грузов в Иран, но в этой стране для иностранцев топливо стоит дороже. По льготной цене можно купить до 100 литров, за все, что свыше, теоретически положена компенсация, но получить ее сложно, признаются перевозчики. Простои на пункте пропуска Астара достигают 7-10 дней, потому что иранцы отдают приоритет своим и азербайджанским дальнобойщикам.
Транспортный коллапс в Верхнем Ларсе удалось "расшить" буквально на днях: после реконструкции его пропускная способность увеличилась с 400 до 1500 машин в сутки. Однако транзит через Грузию затруднен рядом условий, допустим, при въезде со стороны Азербайджана лимитируется топливо в баках. При превышении норматива выписывается штраф 2000 лари, это примерно 64 тысячи рублей.
Казахстан тоже ограничивает возможности иностранных перевозчиков. К примеру, с 1 апреля таможенные брокеры требуют электронную сопроводительную накладную в дополнение к международной транспортной. Обязанность оформлять этот документ лежит на грузоотправителе или получателе, но последние либо не знают об этом, либо не умеют пользоваться системой. В итоге машина стоит и ждет, пока данные внесут в программу.
А вот жесткая политическая пикировка с Польшей, после которой российским фурам запретили въезд туда через Беларусь (ответная мера одобрена Госдумой и находится на согласовании в правительстве), перевозчиков не испугала.
- Во-первых, есть еще Литва, то есть въехать можно, сделав крюк в 800 километров, но такие рейсы сейчас убыточны и смысла не имеют. Во-вторых, мы и так давно туда не ездим. А вот польские компании могут пострадать, у них достаточно крупный международный парк, гораздо больше нашего. Раньше работал механизм перецепки на границе, сейчас - только перегрузка, что увеличивает сроки доставки и ведет к удорожанию, - рассуждает Олег Хаустов, гендиректор компании "Лорри".
Еще одна проблема, с которой столкнулись уральские транспортники, - обновление подвижного состава, поскольку большая часть автопарка была шведского происхождения.
- Ушла семерка европейских поставщиков, сейчас на рынке в основном представлены китайские машины и техника с пробегом. За 2022 год доля первых увеличилась с 9 до 44 процентов, а моделей с пробегом - с 3 до 9, - говорит Максим Шестериков, территориальный директор ВТБ-лизинг. - В 2023 году в нашем портфеле китайские грузовики занимают уже 68 процентов. В сегменте легкого коммерческого транспорта лидируют российские либо локализованные производители - их 81 процент.
Хотя перевозчики признаются, что фуры из Поднебесной для них - кот в мешке: непонятно, сколько они накатают до серьезного ремонта, какими будут эксплуатационные расходы. Но все же рынок автолизинга растет серьезными темпами. По данным маркетингового агентства НАПИ, за четыре месяца в стране продано в лизинг 48 тысяч грузовиков, что на 19 процентов больше, чем годом ранее. Количество полуприцепов, приобретенных по такой схеме, выросло с восьми до девяти тысяч, легкого коммерческого транспорта - на 0,2 тысячи. Это связано с реализацией крупных инфраструктурных проектов типа дороги Москва-Казань-Екатеринбург, отмечают эксперты, а также с отложенным спросом, возникшим в 2020-2022 годах.