Откроем секрет: в эти дни заслуженный артист России проходит пробы на роль соведущего Светланы Захаровой в популярном телепроекте "Большой балет". Но даже если удача от Колба отвернется, он все равно примет участие в шоу - в качестве балетмейстера и наставника двух представителей Большого театра Беларуси, Анастасии Волошко и Дмитрия Укcусникова.
Игорь Павлович, в конце мая артисты балета Большого театра Беларуси отправилась на гастроли по городам России. Как все прошло?
Игорь Колб: Замечательно. Сегодня гастроли - это необходимая форма, в которой театр должен жить. Когда мы даем спектакли на родной сцене - это одна история. И совсем другая, когда артисты выезжают за пределы Минска, это иное восприятие и самого сценического полотна, и реакции зрителей. А реакция была очень разной. Например, в Челябинске для меня совершенно удивительным явился момент, когда прямо во время спектакля после вариации люди кричали из зала: "Ребята, вы такие молодцы!"
Что знали, скажем, в том же Челябинске о белорусском балете до вашего приезда?
Игорь Колб: Предполагаю, что ничего. А сейчас ситуация изменилась. Я вижу это даже по своим соцсетям, насколько выросло количество подписчиков из тех городов, в которых мы побывали.
Мы представили два балета на музыку Чайковского: "Лебединое озеро" и "Анну Каренину". И если выбор первого спектакля понятен и логичен, то "Анна Каренина" в постановке хореографа Ольги Костель наверняка для кого-то вариант не самый очевидный. Поясню: это одна из последних балетных работ, сделанных с нуля. Более того, я вижу интерес труппы к этому спектаклю, желание танцевать.
Театр заработал на этих гастролях?
Игорь Колб: Предположу, что нет. Это скорее имиджевая история, вопрос важности - говорить о Беларуси, рассказывать миру о нашем театре. Благодаря таким постановкам, как "Анна Каренина", мы имеем возможность конкурировать и заявлять о себе.
Также в этом сезоне обе труппы белорусского Большого - оперы и балета - впервые за долгое время выступили на сцене Большого театра России...
Игорь Колб: Мы долго принимали решение, что именно из репертуара поедет. Остановились на классике, проверенной временем, - "Щелкунчике" Чайковского в постановке Валентина Елизарьева, на балетах которого воспитано не одно поколение зрителей белорусского Большого. В мире всего два театра, которые имеют в названии этот бренд, - Большой. Меня, кстати, задевает, когда говорят - минский театр. Я всегда поправляю - Большой театр Беларуси. Для меня это важно. А что касается гастролей в Москве, они прошли прекрасно, с невероятным приемом публики. В следующий раз хотелось бы еще привезти в Москву балет, связанный с белорусской тематикой, но сегодня не так много отечественных композиторов и драматургов, которые писали бы темы для балета. Возможно, это вопрос времени.
По планам в начале декабря вы должны представить свой первый спектакль в качестве балетмейстера на сцене белорусского Большого. На каком этапе сейчас ваши "Иллюзии любви"?
Игорь Колб: Уже прошли два совета: художественный и технический. Часть музыки написал белорусский композитор Леонид Ширин, также будут использованы музыкальные фрагменты Фридерика Шопена и Дмитрия Шостаковича. Дело в том, что музыка, отобранная мною для спектакля изначально, никак не объединялась. И то подходило, и это нравилось... Как-то ко мне в кабинет заглянул познакомиться один композитор, начал показывать наброски, фрагменты... Я переспросил: "Простите, как ваша фамилия?" - "Ширин". - "Вы знаете, мне кажется, вы пришли очень вовремя..." У меня в голове все моментально сложилось. Три "Ш": Шопен, Шостакович, Ширин. В постановке будут заняты все артисты, момент воссоединения труппы является для меня ключевым. И народные, и начинающие - зритель увидит всех.
К слову, о начинающих. Вы приняли в труппу много молодежи, в том числе выпускников российских учебных заведений. Прошел год. Довольны итогами?
Игорь Колб: На конец прошлого сезона, когда я только пришел в театр, были свободны 39 ставок. Сейчас 12. К нам по-прежнему едут на просмотры. Причем я работаю не только с учащимися Белорусской хореографической гимназии-колледжа (недавно был у них на госэкзаменах, семь человек отобраны для прихода в театр), но и со студентами Рижского хореографического училища, Академии танца Бориса Эйфмана, Академии русского балета им. А. Вагановой... Кроме того, в труппу были приняты три человека из Московской государственной академии хореографии. Доволен ли я? Нужно смотреть на них в развитии.
Все те новички, которые не являются гражданами Беларуси, рассматривают белорусский Большой больше как перевалочный пункт или все же намерены остаться в Минске?
Игорь Колб: Когда артисты переходят в другие театры, это нормально. На данном этапе они выполняют свои профессиональные обязанности, многие продлевают контракты не на год, а и с увеличением срока. Часть молодежи себя по-прежнему ищет, пробует. Так, скажем, двое из артистов труппы получили предложение поучаствовать в новом сезоне "Большой оперы" на телеканале "Культура". Анастасия Волошко и Дмитрий Уксусников - представители российской балетной школы, но выступают от имени белорусского Большого театра. Съемки проекта начнутся в июле.
Также в июле вы дебютируете на "Славянском базаре в Витебске".
Игорь Колб: Все верно, делаю небольшой хореографический фрагмент для церемонии открытия. Официально буду в отпуске, но почему бы не провести его с пользой? Я из тех, кто использует любую возможность для развития. Кроме того, 7 августа мы с коллегами из Мариинского театра встретимся в Пушкинских Горах и почтим память нашего педагога Геннадия Селюцкого, благодаря которому я состоялся как артист. Для нас это акция чести, наша благодарность ему за годы работы.
В июле в Беларуси впервые выступит Челябинский государственный театр оперы и балета им. М. Глинки. Коллектив представит премьеры последних сезонов: балет "Корсар" (5 и 6 июля) и оперу "Бал-маскарад" (8 и 9 июля). Кроме того, с 11 по 16 июля в Большом театре Беларуси пройдут гастроли Государственного академического театра классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василева. Зрителей ждут три спектакля: "Золушка" Сергея Прокофьева, "Коппелия" Лео Делиба и "Дама с камелиями" на музыку Джузеппе Верди.