"Вы можете просмотреть обломки и найти закономерности, указывающие на то, где и как произошел сбой", - сказал Гиргис в интервью The New York Post. По его словам, наиболее "вероятными виновниками" катастрофы, слабыми местами судна, являются либо корпус из углеродного волокна, либо интерфейс между титаном и углеродным волокном.
В отличие от большинства других глубоководных аппаратов, в которых используется титан или особо прочная сталь для корпуса, в котором сидят люди, взорвавшийся батискаф был сделан из углеродного волокна с парой торцевых крышек из титана. В среду в гавани Сент-Джонс в канадском Ньюфаундленде было замечено, как одна из торцевых заглушек была поднята на поверхность воды.
Береговая охрана США заявила, что обломки соответствуют катастрофическому взрыву, в результате чего герметичный корпус "Титана" оказался разрушенным, убив 19-летнего пакистанца Сулемана Дауда, его отца-магната, 48-летнего Шахзаду Давуда и 58-летнего британского миллиардера Хэмиша Хардинга. В катастрофе также погибли исследователь "Титаника", 77-летний француз Поль-Анри Нарголе, основатель и генеральный директор OceanGate, 61-летний Стоктон Раш. Обломки батискафа были найдены примерно в 500 метрах от носовой части "Титаника", который находится на глубине четырех километров и в 700 километрах от побережья Ньюфаундленда.
Гиргис, специалист по прикладной инженерии океана и физике в Океанографическом институте Вудс-Хоул при Гарварде, также отметил необычный круглый иллюминатор из плексигласа на "Титане". Он отличается от "проверенной и надежной конструкции", использовавшейся в течение десятилетий при строительстве таких аппаратов в других странах. "Окно на "Титане" отличалось от этого дизайна. На это стоило бы посмотреть, чтобы понять его возможную роль в катастрофе", - сказал Гиргис. По словам ученого, резкое изменение температуры могло вызвать дополнительную нагрузку на материалы, из которых был сделан "Титан".
Большинство глубоководных аппаратов перед погружением проходят несколько повторных испытаний при давлениях, превышающих глубины, на которые субмарина планирует пройти. Если они проводились, могут быть записи, показывающие, в чем заключаются какие-либо слабые места, пояснил исследователь. По словам Гиргиса, у подводных аппаратов нет ничего, похожего на регистратор черного ящика, установленный на пассажирских самолетах или других типах транспортных средств. Также было неясно, была ли подводная лодка "Титан" оснащена какими-либо системами или датчиками, которые оставили бы на борту электронную запись.
"Минималистский подход создателей к конструкции "Титана" означает малую вероятность того, что следователи найдут какую-то запись в электронике аппарата", - добавил он. Также остается неясным, проводил ли глава OceanGate Стоктон Раш стандартные испытания под давлением на "Титане" между погружениями. Напомним, что эксперты и пассажиры бывших экспедиций на "Титане" и ученые сообщили о проблемах с безопасностью судна. Боб Баллард, океанограф, который в 1985 году обнаружил обломки "Титаника" в северной части Атлантического океана, заявил, что главной причиной трагедии (имеется в виду разрушение "Титана") является то, что судно не было должным образом сертифицировано.
Между тем предполагаемая версия взрыва на "Титане" официальными лицами может быть озвучена в течение нескольких месяцев. Обломки подводного аппарата "Титан", взорвавшегося на дне Атлантики при попытке добраться до обломков "Титаника", были извлечены на берег в среду. Куски искореженного металла были выгружены с корабля Horizon Arctic на пирс в Сент-Джонсе. В расследовании обстоятельств взрыва батискафа, которое возглавляет Береговая охрана США, принимают участие несколько агентств западных стран. В прошлый четверг стало известно, что подлодка потерпела "катастрофический взрыв" у дна океана, в результате чего погибли все пятеро человек на борту. В тот же день стало известно, что ВМС США знали о взрыве еще в роковой день спустя некоторое время после погружения и доложили об этом президенту США Джо Байдену.