Массовые поставки янтаря в Китай стартовали еще два года назад. Тогда из Калининграда отправили первые 25 тонн сырья. Российские промышленники подстраховались и внесли в контракт важный пункт о стопроцентной переработке минерала до отправки в Китай. Это позволило пресечь нелегальную перепродажу янтаря. К слову, китайских партнеров интересует не только поставка янтарных ювелирных изделий, но и уникальный опыт огранки "солнечного камня". Последний можно получить только в Калининградской области.
- Нас заинтересовало алмазное гранение на ювелирном производстве. Янтарь - уникальный материал, своим блеском и оттенком напоминающий бриллиант. Именно в этом направлении мы видим перспективы сотрудничества. Речь идет об обмене технологиями, создании новых рабочих мест и профильном обучении, - отметила генеральный директор китайской компании по добыче и обработке драгоценных камней Мьяо Руй.
Для калининградского предприятия это дополнительная возможность расширить рынки сбыта готовой продукции. Сейчас ювелирное производство комбината перерабатывает около 14 тонн янтаря в год. Мощности можно увеличить до 50 тонн за счет новых покупателей, а КНР является крупнейшим в мире потребителем янтаря.
- В Китае очень хорошо развиты маркетплейсы. Это отличная возможность для продвижения янтарной продукции из Калининградской области. Наши мощности позволяют поставлять изделия в нужном количестве, - прокомментировал генеральный директор янтарного комбината Михаил Зацепин. - Китайские коллеги уже предложили открыть мультибрендовый магазин под нашей маркой, а также создать собственный аналог Янтарной комнаты. Это будет музей с торговым залом, где можно увидеть и приобрести работы российских и китайских дизайнеров.
Такое плодотворное сотрудничество породило колоссальный спрос на "солнечный камень" в Поднебесной. За прошедшую неделю гости из Китая буквально опустошили прилавки калининградских янтарных магазинов. Причина, по мнению экспертов, кроется не только в китайском символизме, но также в грамотном маркетинге.
Янтарь крайне важен для китайской культуры. Его ценят не столько за внешнюю красоту, сколько за мифические свойства. В Поднебесной "солнечный камень" называют "хуцо", что можно перевести как "душа тигра". По поверьям, после смерти душа этого зверя возвращалась на землю и превращалась в янтарь. Минерал, по мнению самих китайцев, обладает целебными свойствами, поэтому является отличным подарком для близкого человека.
- Эту теорию очень легко проверить на практике. Достаточно посмотреть на китайских туристов, посещающих магазины с янтарем в Калининградской области. В первую очередь их интересует сам камень, а не изделия из него. Поэтому "ювелирка" из цельных кусков необработанного минерала или янтарных шариков уходит на ура, - рассказала "РГ" гид-экскурсовод из Калининграда Марина Коновалова. - При этом далеко не любой янтарь можно продать, китайцы в этом плане очень внимательные. Их интересует лишь та продукция, которую не производят в Китае. Поэтому они равнодушно проходят мимо всевозможных слоников, черепашек и котиков, усыпанных солнечным камнем. Ну и, конечно, сам камень должен быть качественным.
Калининградские туроператоры признаются, что на культ янтаря в Китае влияет и грамотная маркетинговая компания. Удивительно, но сокровище Балтийского моря является чуть ли не самым растиражированным подарком из России наравне с матрешками.