05.07.2023 14:36
Власть

Как борются с пожарами с воздуха: 7 июля отмечает день рождения Авиалесоохрана

Текст:  Тамара Михайлова
Днем рождения Авиалесоохраны принято считать 7 июля 1931 года, когда с целью авиапатрулирования лесных массивов с одного из аэродромов Нижегородской области взлетел самолет По-2. В настоящее время ФБУ "Авиалесоохрана" - это целая система, включающая в себя федеральную диспетчерскую службу, собственный Авиационный учебный центр, материальные и технические средства для помощи регионам в ликвидации лесных пожаров. Работа небесных огнеборцев - постоянная тема в российских региональных СМИ.
/ ФБУ "Авиалесоохрана"/ РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

"Треугольник" в огне

"Авиалесоохрана вызывает дожди на Колыме". Под таким заголовком газета "Магаданская правда" рассказала о том, как создается "лесопожарный треугольник" для борьбы с огнем в труднодоступных приграничных районах Магаданской области, Хабаровского края и Якутии, где стоит сухая и жаркая погода, сопровождаемая грозами и ветром.

В конце июня летчики-наблюдатели федеральной Авиалесоохраны вызвали дожди в районах крупных лесных пожаров в Магаданской области. Спецсамолет "Циклон" перегнали сюда из Тывы, где искусственные дожди помогли парашютистам-десантникам в ликвидации 12 пожаров. Огонь удалось погасить в труднейших условиях - в почти отвесных горах с уклоном до 70 градусов.

Помощь Магаданской области, Якутии и Хабаровскому краю в борьбе с огнем оказывают более 230 парашютистов и десантников. Дополнительно перебрасываются еще более 140 небесных огнеборцев из Бурятии и Приморского края.

Сегодня в дальневосточных и северных регионах команды Авиалесоохраны, лесных пожарных станций и привлеченных лиц тушат 26 очагов. Все эти районы труднодоступные и удаленные. Наземную технику удалось забросить для тушения 9 очагов. Ликвидация остальных идет исключительно вручную.

Встречный отжиг: Как десантники-парашютисты ликвидируют самый крупный лесной пожар в стране

Несмотря на проблемы

Газета "Дальневосточный Комсомольск" сообщает: "Территория Королевства Бельгия - 30 528 квадратных километров. Именно такое по площади "зеленое море тайги" защищает от лесных пожаров Комсомольское авиаотделение Дальневосточной базы авиационной охраны лесов".

Три группы - две десантно-пожарных и одна парашютная, два самолета Ан-2, вертолет Ми-8 и два легких самолета "Сессна", вот и все техническое обеспечение. А еще ранцевый огнетушитель, лопаты, кирзовые сапоги и тяжелейший труд, часто связанный с опасностью задохнуться в дыму или, что нередко бывает, неожиданно встретиться с медведем, который смертельно напуган, раздражен и поэтому агрессивен.

- Пожароопасный сезон у нас начинается в марте-апреле, - говорит Андрей Германенко, командир центрального авиазвена Комсомольского отделения Дальневосточной базы авиалесоохраны. - В мае происходит весенняя вспышка, когда начинаются дачные работы, поэтому пожары возникают вблизи поселков, дорог. В этом году все прошло сравнительно удачно, в апреле-мае лесных пожаров практически не было.

Как говорит Андрей Германенко, сегодня главная опасность исходит от сухих гроз. От них в Солнечном районе возникли два пожара и несколько очагов загораний в Николаевском районе.

Пять лет назад пожарные авиалесоохраны говорили, что для них главная проблема - это финансирование и кадры. Как обстоят дела сегодня?

- Мы получили новую машину, "КамАЗ"-вахтовку. Но зарплаты остались на том же уровне. Так что можно сказать, все стабильно-урезано. Пять лет назад у нас было четыре группы, а теперь - три, и мы еще считаемся самым крупным отделением в Хабаровском крае.

В 2007 году авиалесоохрана была переведена из федерального подчинения в региональное. С тех пор заметно сократилось финансирование, в том числе по зарплатам личному составу. Парашютист-пожарный первого класса, проведя месяц на опасном дежурстве, получает… 22 тысячи рублей.

- Работа пожарных десантников очень тяжелая физически, и на такую зарплату, как наша, люди не хотят идти, - сетует Андрей Анатольевич. - Люди уходят, новые не приходят, средний возраст работников - предпенсионный.

Скудное финансирование оказывает влияние и на мобильность лесной пожарной службы. До очага возгорания группы добираются чаще всего на машинах, так как час полета вертолета Ми-8 стоит около 180 тысяч, самолета Ан-2 - 80 тысяч рублей. Немного выручает собственная авиация, два самолета Ан-2, один из них базируется в селе Богородском.

Но несмотря ни на какие проблемы местная авиалесоохрана надежно контролирует Комсомольский район и часть Солнечного, включая бассейн реки Горин. Всего же по Хабаровскому краю работают 17 оперативных авиаотделений, которые обслуживают свои участки. При возникновении серьезной ситуации в течение двух-трех часов любое отделение может прибыть на помощь соседям.

Между тем

В настоящее время прогнозируется высокая вероятность возникновения опасных очагов природных пожаров на территории 15 регионов трех федеральных округов России. На азиатской части - в Магаданской, Омской, Новосибирской и Иркутской областях, в отдельных районах республик Саха (Якутия) и Тыва, Камчатского, Забайкальского, Алтайского и юга Красноярского краев. На европейской части - в Архангельской, Мурманской и Вологодской областях, республиках Карелия и Коми. В июле средняя температура воздуха в Центральной России будет выше обычных показателей. Такая погода порадует отдыхающих, но добавит работы наземным и воздушным пожарным.

Глава Рослесхоза Советников: Приближается пик летнего лесопожарного сезона
Спецслужбы Магаданская область Хабаровский край Якутия Бурятия Приморский край Пожары Омская область Новосибирская область Иркутская область Тыва Камчатский край Забайкальский край Алтайский край Красноярский край Архангельская область Мурманская область Вологодская область Карелия Республика Коми