Сошлось несколько факторов. В марте 2022 года вступил в силу федеральный закон, предусматривающий освобождение от НДС реализации банками драгоценных металлов в слитках физлицам. Но с 1 января 2023-го в ювелирной отрасли отменили специальные налоговые режимы (УСН, патентную систему), то есть продавать готовую продукцию предприятию теперь приходится в рамках общей системы налогообложения с уплатой НДС. И нет возможности его вернуть, ведь поставщика (в случае, если золото куплено у банка) налог не коснулся!
Наряду с этим ввели ГИИС ДМДК - систему учета оборота драгоценного сырья, что усилило административную нагрузку. А 25 мая 2023 года минфин России принял приказ № 78н, который обозначил перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней.
Что в итоге? Увеличилось фискальное давление. Для ведения бухучета на общей системе налогообложения потребовалось привлечение в штат бухгалтера, приобретение специальных программ с постоянным техобслуживанием. Дополнительные специалисты нужны и для работы с трудоемкой и непроработанной ГИИС ДМДК. Для преодоления зон риска необходим юрист.
По оценкам Ассоциации ювелиров, изменения не затронут только 300 из 2275 профильных компаний. Малые предприятия не выживут, при средней заработной плате ювелиров и огранщиков в 50-70 тысяч рублей значительное повышение затрат станет причиной выхода с рынка.
Нововведения позволили дать начало развитию механизма инвестиционных драгметаллов и должны были исключить ряд налоговых правонарушений, связанных с уплатой и возмещением НДС. Но фактически они привели к повышению административных барьеров, увеличению себестоимости производства и снижению конкурентоспособности российской продукции.
90 процентов ювелирных изделий со вставками - изделия с бриллиантами мелкого рассева (до 0,3 карата), огранка которых в России экономически нецелесообразна. Наши ювелиры вынуждены закупать бриллианты, в том числе российского происхождения, в Индии, Турции, Таиланде и Китае. В связи с отсутствием добычи на территории РФ некоторых видов цветных драгоценных камней (рубинов и сапфиров) их также импортируют. Ставка ввозной таможенной пошлины на сырье (драгоценные камни) - 10-15 процентов, на готовую ювелирную продукцию - те же десять процентов.
В сложившихся условиях без кардинального изменения системы госрегулирования наша ювелирная отрасль может выпасть из производственной цепочки.
На мой взгляд, надо рассмотреть возможность отмены НДС по всей цепочке производства в отрасли драгоценных металлов до этапа реализации ювелирного изделия потребителю. Кроме того, следует обнулить ввозные таможенные пошлины при импорте из третьих стран бриллиантов мелкого рассева и цветных драгоценных камней. Наконец, отменить пошлины и НДС для "таможенного режима переработки" (то есть для предприятий, использующих импортное сырье и направляющих переработанную продукцию на экспорт).