10.07.2023 06:20
Екатеринбург

Законодательство о госконтроле нуждается в совершенствовании

Законодательство о госконтроле нуждается в совершенствовании
Текст:  Юлия Борисова (Екатеринбург)
Российская газета - Спецвыпуск: Промышленность №149 (9094)
Контроль - необходимое условие функционирования любой системы, соблюдения установленных правил и норм всеми участниками. Действующий федеральный закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" № 248-ФЗ принят три года назад, и практика показала, что он нуждается в корректировке, считает Дмитрий Фесько, партнер Alliance Legal Consulting Group, кандидат юридических наук.
Дмитрий Фесько: Перечисленные в действующей редакции закона принципы осуществления контрольно-надзорной деятельности защищают бизнес недостаточно эффективно. / Роман Коновалов
Читать на сайте RG.RU

Контроль деятельности бизнеса играет важную роль в развитии цивилизованных экономических отношений. Что именно регулирует упомянутый закон?

Дмитрий Фесько: Законодатель прописал принципиальные основы и механизмы контроля, то есть широкий спектр приемов и методов инспектирования бизнеса. В редакции федерального закона от 2020 года количество основных принципов контроля несколько сократилось - вместо десяти стало восемь. Однако реальность наглядно показала необходимость внесения в нормативный акт целого ряда дополнений.

Чтобы улучшить условия ведения бизнеса, государство стремится снизить административное давление на него, уменьшить число проверок и так далее. А вы, напротив, предлагаете дополнить арсенал контролеров?

Дмитрий Фесько: Отнюдь не для еще большего закручивания гаек - наоборот, для обеспечения защиты интересов юридических и физических лиц.

Следует вернуть в закон принципы презумпции добросовестности контролируемых лиц

Поясню: речь идет о действенности закона, которая достигается с помощью такого инструментария, как принципы контрольно-надзорной деятельности. Именно они играют роль защитных механизмов для населения и бизнеса, то есть призваны обеспечить соблюдение прав объектов контроля. К сожалению, далеко не всегда они выполняют эту задачу должным образом. Нередко проверки носят явно репрессивный характер, что дополнительно осложняет взаимоотношения бизнеса и государства.

Мы проанализировали итоги контрольно-надзорной деятельности за 2020 год, который заметно отличался от предыдущих в плане проведения контрольных мероприятий - для поддержки бизнеса во время пандемии число проверок было значительно сокращено. Однако, несмотря на уменьшение их количества, средняя сумма штрафных требований (в совокупности с осуществленными административными взысканиями) по сравнению с предыдущими периодами выросла. Отсюда вывод: перечисленные в 248-ФЗ принципы осуществления контрольно-надзорной деятельности защищают бизнес недостаточно эффективно.

Что предложит партнерам Беларусь на выставке в Екатеринбурге

О чем идет речь в действующей редакции закона?

Дмитрий Фесько: Согласно ей, надзорные органы обязаны проводить контрольные мероприятия, соблюдая следующие принципы: обоснованность и законность производимых действий, должная оперативность, уважительное отношение к деловой репутации и достоинству личности, соразмерность вторжения в работу хозяйствующего субъекта характеру нарушений, сохранение прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, поощрения сознательного следования бизнеса обязательным требованиям. Если речь идет о необходимости сохранения тайны, на страже которой стоит закон, задействуется принцип доступности информации. Подчеркну: контрольным и надзорным органам запрещено злоупотреблять своими правами.

Однако с точки зрения правоприменения в упомянутом законе не хватает тезисов, способных придать контрольным и надзорным процессам, осуществляемым государственными органами, такие качества, как беспристрастие, справедливость, объективность. Это, на наш взгляд, позволит сделать взаимоотношения бизнеса и государства более гибкими и эффективными.

Дополнение ныне действующего перечня принципов рядом новелл позволит более тесно соотнести ход и итоги контрольно-надзорной деятельности с государственными нуждами, сделать проверки безопаснее, правомернее и справедливее, что положительно скажется на условиях развития бизнеса.

Какие новые принципы вы предлагаете включить в закон?

Дмитрий Фесько: Прежде всего внимание следует сосредоточить на правах физических и юридических лиц - объектов государственного контроля. Нарушения со стороны проверяющих можно успешно предупредить или вовремя пресечь благодаря принципу гарантированности прав контролируемых лиц.

Объявлены номинанты главной Национальной промышленной премии Российской Федерации "Индустрия"

Следующий важный принцип - эффективность и результативность контрольной деятельности. На практике он означает, что меры государственного надзора следует применять лишь тогда, когда другие формы контроля оказались неэффективны, а по итогам проведенных проверок выявлены расхождения с требованиями законодательства.

Принцип неприемлемости множественности контроля и надзора позволит снизить административную нагрузку на бизнес.

Мы также полагаем, что стоит вернуть в закон принципы презумпции добросовестности контролируемых лиц и ответственности за нарушение их прав надзорных органов. Первый из них обязывает проверяющих сначала привести веские доказательства того, что хозяйствующий субъект допускает те или иные нарушения, а затем уже выдавать предписание. Второй же повышает степень ответственности контролеров и предполагает, что применяемые ими меры и их последствия предварительно тщательно обдуманы и просчитаны.

Что принятие этих новелл будет означать для бизнеса?

Дмитрий Фесько: Увеличение доступности информации (данных контрольно-надзорных органов) повысит и степень гарантированности прав бизнеса. На это же направлено и снижение числа проверок (отмена излишних), и отказ от дублирования ряда функций. То есть в сочетании с презумпцией добросовестности бизнес сможет рассчитывать на соблюдение своих прав в ходе проведения контрольных мероприятий и полноценную защиту.

Акцент в контрольно-надзорной деятельности должен делаться на предупреждение нарушений, а не на наказание за уже совершенные проступки. То есть приоритет отдается проведению профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба). По нашему мнению, такой подход значительно улучшит качество коммуникации между бизнесом и государством и позволит сместить акцент с карательных мер на профилактику нарушений.

Екатеринбург