В самом регионе и двух соседних, связанных трассой М-5, Свердловской области и Республике Башкортостан, проживает восемь процентов населения страны, что формирует хороший рынок сбыта для любых товаров. А граница с Казахстаном делает Челябинскую область лучшей точкой входа в страны Центральной Азии для всего промышленного Урала.
- Наша область становится центром приема и консолидации грузов на восточном направлении коридора "Север-Юг", - уточняет Текслер.
На заседании Высшего Евразийского экономического совета в конце мая прозвучало предложение развивать скоростное грузовое железнодорожное сообщение по направлению Челябинск-Болашак (Казахстан) -Иран. Сейчас по этому маршруту уже курсируют поезда, идет "раскатка" маршрута.
Не менее важно и восточное направление, и на площадке ПМЭФ-2023 глава региона подписал соглашение с FESCO, одной из крупнейших частных транспортных компаний России с активами в сфере портового и железнодорожного бизнеса. Документ предполагает транспортное и маршрутное обеспечение реального сектора экономики Южного Урала. В начале июня бизнес-партнер уже запустил новый железнодорожный контейнерный сервис, получивший название "Челябинский шаттл", который напрямую связывает Владивостокский морской торговый порт и транспортно-логистический комплекс "Южноуральский", что в нескольких десятках километров от Челябинска. Сервис рассчитан на доставку грузов "от двери до двери".
- Сухой порт будет выполнять функции грузового распределительного и консолидационного центра для экспортно-импортных и внутрироссийских грузов. 5 июня прибыли первые 11 контейнеров из Владивостока: маршрут заработал в тестовом режиме, что позволит оценить техническое и организационное взаимодействие при реализации проекта для полноценного его запуска, - раскрывает планы губернатор.
Впрочем, межрегиональная кооперация строится не только на основных транспортных коридорах. Южный Урал, как было заявлено на ПМЭФ-2023, намерен укреплять торгово-экономические связи с предприятиями Алтайского края, в том числе в секторе АПК. Ряд челябинских компаний, среди которых "Макфа" и группа "Сигма", уже развивает или планирует проекты на Алтае. С другой стороны, в Челябинской области испытывают пять гибридов и сорт алтайского подсолнечника "Алей". Южно-Уральский НИИ садоводства и картофелеводства совместно с Институтом садоводства Сибири им. М.А. Лисавенко изучают сорта плодово-ягодных культур.
Развивать проекты в сфере науки и высшего образования помогут давние связи с соседней Башкирией. Кампусы, которые сейчас активно создаются в субъектах РФ, усилят эту взаимную тягу, позволив проводить обмен студентами и преподавателями, приближая достижение технологического суверенитета. Соглашения о сотрудничестве на форуме были подписаны с Санкт-Петербургом и Иркутской областью.
Партнерские отношения с южноуральцами подтвердила компания "Газпром нефть", которая обеспечит автомобильными и индустриальными маслами местные предприятия. Поставки пойдут с Омского завода смазочных материалов. Компания предоставит уральским промышленникам и доступ к единственному в России сервису предикативной диагностики, чтобы с помощью искусственного интеллекта можно было анализировать показатели работающего масла, получать рекомендации по сервисному обслуживанию узлов и систем.
Напомним: в декабре 2021 года Алексей Текслер и председатель правления Газпрома Алексей Миллер утвердили дорожную карту расширенного использования высокотехнологичной продукции Челябинской области в интересах газовой монополии. Такой формат оказался эффективным, и по аналогии с ним обсуждалось подписание такого же документа с "Газпром нефтью". Предложения по выстраиванию производственной кооперации с этой бизнес-структурой уже поступили от ряда южноуральских предприятий.
Шагом вперед стала и достигнутая на форуме договоренность с федеральным казначейством, платежной системой "Мир" о запуске сервиса электронных сертификатов для льготников. Соглашение предполагает внедрение технологий для упрощенного оказания мер поддержки. При оформлении сертификата на карту "Мир" начисляются бюджетные деньги, которые можно потратить на любые товары и услуги. Национальная система платежных карт объединяет возможности всех банков области, что обеспечивает южноуральцам универсальный инструмент, который ускоряет получение государственной помощи, указывает руководитель Казначейства России Роман Артюхин, подчеркивая, что в дальнейшем накопленный опыт можно масштабировать на многие субъекты РФ.
Еще одной точкой роста с участием другого финансового института стал план открытия кампуса "Школы 21", которую курирует Сбер. Сегодня наблюдается стремительный прорыв в сфере перспективных информационных технологий. Они широко внедряются в производственные процессы, многие компании Южного Урала прочно встали на путь цифровизации, поэтому рынок нуждается в профессионалах этого профиля, и филиал будет готовить для индустрии края ИТ-специалистов высокого уровня.
- В прошлом году Челябинская область вошла в пятерку лучших субъектов РФ по цифровой трансформации. Мы видим, что правительство региона не останавливается на достигнутом и ставит во главу угла вопрос подготовки квалифицированных ИТ-кадров, так необходимых стране сегодня. Решать эту проблему помогает "Школа 21", которую мы развиваем последние годы. Мы рады, что в области поддерживают наш проект, и готовы оказать региону всемерное содействие в его реализации, - подчеркивает председатель правления Сбербанка Герман Греф.