- Школьники просто в восторге от того, что могут посидеть за рулем мотороллера "Вятка", - с улыбкой рассказывает куратор выставки "Вятка едет" Юрий Кислицын.
История мотороллера занятна. Он выпускался в 1950-1960-х годах в Вятских Полянах. Фактически "Вятка ВП-150" - это продукт реинжиниринга, он скопирован с легендарной итальянской "Веспы". По рассказам сотрудников музея, производитель оригинала сквозь пальцы смотрел на то, что эти мотороллеры продавали в СССР. Однако попытка вывода их на рынки Западной Европы обернулась настоящим скандалом. В середине 60-х "Вятку" сняли с производства и заменили на другую модель - "Электрон". Модель представлена на соседнем стенде, ее еще многие помнят, но, бесспорно, дизайн у нее не такой харизматичный, как у предшественника.
История и даже назначение других экспонатов более туманны. Чего стоит маленький хомут, который вряд ли можно надеть даже на жеребенка.
А конструкция и назначение детской коляски, которая использовалась, видимо, еще в позапрошлом веке, стала основой для небольшого научного изыскания. В кировском музее разгорелась настоящая дискуссия о том, зачем двухколесной повозке-люльке такие длинные оглобли. Отчасти спор разрешила обнаруженная в архивах фотография. Вятские крестьяне должны были брать младенцев даже на полевые работы. К этим длинным оглоблям они крепили не только вещи, необходимые малышу, но и все необходимое в поле.
Такие истории скрываются за каждым экспонатом и фотографией выставки. Истории затрагивают разные эпохи развития колесного транспорта на Вятке, от телег, упряжи и старинных детских колясок до счетчиков такси. Своя мини-история есть даже у афиши - над ней сотрудники музея работали совместно со студентами Кировского художественного училища.