Белорусский форсаж
В этом году на форум прибыли представители более трех десятков стран - дружественных, сочувствующих, присматривающихся. Поэтому львиная доля техники действительно российского производства. Ну и белорусского, конечно, - экспозиция страны-партнера, как водится, самая масштабная и впечатляющая. Комбайны из Гомеля, тракторы из Минска, лифты из Могилева, моторы, станки и прочие высокотехнологичные экспонаты разместились и на площади перед Экспоцентром, и внутри павильона.
Беларусь сумела привлечь к своему мегастенду всеобщее внимание не только выступлениями артистов, но и по-настоящему интересными изделиями. Чего стоит, например, болид, собранный из тракторных деталей: выглядит необычно и демонстрирует мощь и гибкость индустрии братской республики.
Скорость, в том числе адаптации к новым условиям рынка, показывает и лифтостроительное предприятие, которое только за 2022 год сумело поставить в Россию более девяти тысяч своих подъемников, в частности, для замены устаревших по программе капремонта многоквартирных домов. На "Иннопром" белорусы привезли скоростной лифт, который проходит не один метр в секунду, а 2,5. В ближайшее время, как рассказал заместитель гендиректора предприятия по коммерческим вопросам Антон Бельский, планируется разработать и начать испытания моделей со скоростью четыре метра в секунду. В российских мегаполисах немало высотных зданий, изначально они оснащались импортными скоростными кабинами, которые будут все чаще выходить из строя. Учитывая, что запчастей к ним мы не получим, у могилевцев хорошие перспективы.
А что же наши?
А наши не хуже. Оказывается, в соседней Челябинской области с 2017 года производят лифты, перемещающиеся со скоростью четыре метра в секунду, а сейчас готовят к испытаниям технику, скорость которой - шесть метров в секунду. Начальник договорного отдела ЧЛЗ "Витчел" Кирилл Киселев говорит, что их клиенты - ведущие застройщики Екатеринбурга, московские компании. Однако завод в Копейске производит сегодня лишь три сотни комплектов в год, тогда как плановая мощность - 650. В чем проблема? Нужна мощная реклама?
А новая "Ласточка", которую представил холдинг "Синара - Транспортные машины", будет летать по российским магистралям со скоростью 160 километров в час. В выставочный павильон она, конечно, не попала, остановилась на ближайшей станции. Пассажиры, среди которых были и участники "Иннопрома", заметили прилет новой "птицы" с более вытянутой, обтекаемой кабиной и закрытой сцепкой между вагонами - опять же для лучшей аэродинамики. Но главные инновации, по словам разработчиков, не снаружи, а внутри: российское тяговое оборудование, способное обеспечить быстрый разгон и эффективное торможение с рекуперацией энергии обратно в сеть. Программное обеспечение тоже отечественное. Комфортабельный салон - опция по умолчанию.
- В ноябре новая "Ласточка" отправится в путь, а в перспективе эта серия станет базовой платформой для целой линейки отечественных электропоездов, - заверил журналистов Антон Зубихин, первый заместитель гендиректора уральского холдинга.
По его словам, следующая цель - создание электрички, разгоняющейся до 400 километров в час. В 2027-м появится опытный образец, в 2028-м модель будет сертифицирована. Ну а показанная на "Иннопроме" "Ласточка" уже пошла в серию - заключен контракт с РЖД на поставку 22 поездов.
Локализация шагает по стране
Больше всего радуют заявления, что производство "Ласточек", начинавшееся более десяти лет назад как совместное российско-германское, ныне полностью отечественное.
Еще одно приятное открытие - "Завод Роботов" в Челябинске. На стенде представлен универсальный промышленный робот, который перемещает до 120 килограммов, может загрузить заготовку на станок, выполнить сварку и некоторые другие операции. Разработаны четыре модели разной грузоподъемности.
Открытие ярмарки белорусских товаров в рамках форума Иннопром в ЕкатеринбургеПо словам исполнительного директора предприятия Елизаветы Рыжовой, локализация составляет 30 процентов. Немного, но ведь начинали-то несколько лет назад с десяти! В 2024-м планируют начать изготавливать самостоятельно важнейшую деталь - редуктор, и это будет огромный шаг вперед.
Доля импортных комплектующих снижается сейчас повсеместно и планомерно, хотя порой за импортозамещение и выдается простая замена "вражеских" деталей на "дружеские".
В некоторых отраслях, в самых высокотехнологичных секторах процесс идет труднее всего. Скажем, белорусский производитель высокоточных станков рассказал, что уровень локализации продукции предприятия не превышает 20 процентов, и у российских коллег цифры примерно те же. Но ситуация все же меняется.
Экономика ждет план
Важно, что "Иннопром" - это не просто показ достижений народного хозяйства, а крупнейший деловой форум, где собирается цвет российского бизнеса и науки, чтобы обсудить проблемы и перспективы индустриального развития. Главная тема обычно формулируется почти за год - и организаторы всегда попадают в точку. Нынче она звучит так: "Устойчивое производство: стратегии обновления". Эксперты констатируют: наша промышленность устояла, предприниматели устали говорить об испытаниях и экстренных мерах, пора переходить к долгосрочным планам развития. Власти этот настрой разделяют.
По словам премьер-министра страны Михаила Мишустина, основная задача - повысить устойчивость промкомплекса. А для этого надо достичь технологического суверенитета в ключевых отраслях, что требует нового взаимодействия науки, производства и государства. Поэтому месяц назад правительство РФ утвердило концепцию технологического суверенитета до 2030 года. Предстоит реализовать не менее 10 мегапроектов в разных отраслях с гарантированным финансированием на весь срок.
- Технологический суверенитет - жизненная необходимость. Выражение "окно возможностей" хотя и заезжено, но точно: мы смогли увидеть уязвимые места и понять, как их устранить. Наиболее эффективный путь - делать это сообща, используя коллективный интеллектуальный потенциал, - считает белорусский премьер Роман Головченко.
А министр промышленности республики Александр Рогожник развивает мысль:
- Санкции, особенно последняя волна, дали нам возможность понять, в какой точке технологического развития мы находимся, и двигаться вперед. "Иннопром" показал: в принципе-то ничего не произошло, только продукт стал наш. Никто ничего не потерял, только приобрел.
Хотя в целом впечатление от выставки этого года позитивное, остается легкий флер фантастичности. Наверное, так и должно быть: зачем экспонировать то, что уже давно придумано и запущено в массовое производство? Выставка промышленных инноваций должна показывать перспективу - не далекое, а ближайшее будущее. Если оно такое, то все в порядке.
Параллельно в одном из павильонов выставочного центра проходит VII Российско-Китайское Экспо, где представлена продукция более 500 компаний КНР, ведутся переговоры, заключаются сделки. Здесь тоже все футуристично и высокотехнологично, но, пожалуй, главное отличие от экспонатов "Иннопрома" в том, что представленные товары произведены по китайским технологиям из китайских же комплектующих. Впрочем, по словам экспертов, Поднебесная упорно в течение 20 лет шла к технологическому суверенитету и сегодня достигла независимости, а в ряде ключевых отраслей - мирового технологического лидерства. Так что России и Беларуси есть к чему стремиться.