Как это должно работать? Если участники ДТП решили оформить аварию по Европротоколу, они могут сделать это в электронном виде с помощью специальных мобильных приложений - "Помощник ОСАГО", "ДТП.Европротокол", "Госуслуги Авто". А также с помощью приложений самих страховых компаний. Через них может быть направлено извещение о ДТП.
Но с 15 июля по закону появляется еще и возможность направлять заявления по прямому возмещению убытков в свою страховую компанию, а также все необходимые документы через портал Госуслуг и через мобильное приложение "Госуслуги Авто". То есть, по сути это убирает один лишний визит к страховщику. После этого именно страховая компания согласует с заявителем дату, время и место проведения осмотра автомобиля для установления суммы ущерба. Это потребует визита либо к страховщику, либо к оценщику, назначенному страховой компанией. Все дальнейшие согласования могут проходить на Госуслугах. Или в личном кабинете страховой компании.
Однако именно часть с заявлением с 15 июля не заработает. Почему? Тут дело в некотором бюрократизме. Дело в том, что одних поправок в закон для его реализации недостаточно. Требуются подзаконные акты. Однако Указание Центробанка было согласовано минюстом 13 июля. Само Указание опубликовано 14 июля.
Как пояснили "РГ" в пресс-службе Центробанка, порядок и сроки обмена документами в рамках электронного урегулирования и единообразный подход к обработке страховщиками электронных документов определены нормативными актами Банка России. Документы опубликованы 14 июля. Они вступят в силу 25 июля.
Как пояснили "РГ" в пресс-службе Министерства цифрового развития, в ведомстве создали технические условия для работы этого сервиса. В настоящий момент страховые компании активно подключаются и тестируются. Нормативный акт зарегистрирован 14 июля и через 10 дней вступит в силу.
То есть, до 25 июля соответствующей кнопки в Госуслугах не появится. Между тем, страховые компании готовы работать с таким сервисом уже сейчас.
- Мы завершаем все необходимые мероприятия, обозначенные Банком России и Минцифрой, и к 15 июля будем готовы получать заявления, если их начнут направлять из ЕПГУ наши клиенты, - сообщили в пресс-службе страховой компании "Росгосстрах".
- Компания готова получать в электронном виде заявления от автовладельцев об урегулировании убытков по ОСАГО через Единый портал госуслуг. Достаточно заполнить заявление, приложить необходимые документы и после подписания электронной подписью, обращение будет направлено в страховую компанию. Однако следует отметить, что потерпевшему необходимо установить на свой смартфон приложение "Госключ", без этого подписание заявления невозможно. После получения комплекта документов страховая компания направит в личный кабинет автовладельца на едином портале государственных услуг подтверждающий статус, - отметила начальник управления сопровождения урегулирования СПАО "Ингосстрах" Дарья Шведова.
- Через Госуслуги урегулирование будет дистанционным. При этом "АльфаСтрахование" и ранее предоставляла своим клиентам возможность дистанционного урегулирования по ОСАГО. С 2017 года это можно сделать через мобильное приложение компании, - рассказал директор департамента страховых выплат компании Александр Харагезов.
Готовность к работе с завтрашнего дня подтвердили в Страховом доме ВСК, а также в компании "Согаз".